что Солнце
есть Жизнь, или атман, quot;Яquot; всего сущего. Особое внимание уделяется
этой проблеме в упанишадах; бытие манифестирует себя в виде чистого света,
человек же познает бытие, проходя через опыт приобщения сверхъестественному
Свету. Так, в quot;Чхандогья-упани-шадеquot; (III, 13, 7) говорится, что
quot;свет, который сияет над этим небом, над всем, над каждым в непревзойденных,
высших мирах, поистине, он и есть тот свет, который [находится] в этом человеке
(антах пуруше)quot;.
Осознание единства внутреннего света и света сверхкосмического сопровождается
двумя известными феноменами, проявляющимися на тонком психическом уровне:
повышением температуры тела и восприятием таинственного гула (там же, 13,
8). Это свидетельствует, что откровение атмана брахмана в виде Света не просто
акт метафизического мышления, но внутренний опыт, к которому человек должен
стремиться. Высшее знание ведет к изменению способа человеческого существования.
Так, в quot;Брихадараньяка-упанишадеquot; (I, 3, 28) сказано: quot;Веди
меня от небытия (асат) к бытию (сат). Веди меня от тьмы к свету (тамасо ма
джиотир гамайя). Веди меня от смерти к бессмертиюquot;.
Свет отождествляется с бытием и бессмертием. В quot;Чхандо-гья-упанишадеquot;
(III, 17, 7) приведены два стиха из quot;Ригведыquot;, в которых говорится
о созерцании quot;Света, сияющего под небомquot;, далее же сказано, что
quot;за тьмою видя высший свет, видя высший блеск, мы достигли солнца, бога
среди богов...quot;. В соответствии с известной формулой quot;Брихадараньяка-упаниша-дыquot;
(IV, 3, 7) атман отождествляется с сущностью, пребывающей в сердце человека,
в виде quot;света, внутри сердца (хрди ангар джиотих пурушах)quot;. quot;Это
совершенное успокоение, которое, возникши из этого тела и достигнув высшего
света, проявляется в своем образе (свена рупенабхиниспадиате), и есть атман.
Это бессмертное, это бесстрашное, это брахман. Поистине, имя этого Брахмана
- Действительное (сатиям)quot; (quot;Чхандогья-упа-нишадаquot;, VIII, 3,4).
В момент смерти, говорится в quot;Чхандо-гья-упаншадеquot; чуть далее (VIII,
6, 5), душа с помощью лучей Солнца восходит вверх. Она достигает Солнца, quot;врат
мираquot;, которые - quot;доступ знающим, преграда незнающимquot;.
Тем самым мы сталкиваемся с учением, имеющим трансцендентальный и инициатический
характер, ибо воспринявший его приобретает не только знания, но и достигает
нового, высшего уровня бытия. Откровение приходит внезапно; в силу этого его
сравнивают со вспышкой молнии - в ином контексте мы уже рассматривали индийскую
символику quot;мгновенного озаренияquot;. Так, на Будду озарение сходит
в момент, находящийся вне времени, - когда на заре, после ночи, проведенной
в медитации, он поднимает взор к небу и внезапно видит утреннюю звезду. В
философии Махаяны свет утреннего неба, когда на нем нет Луны, символизирует
quot;Чистый Свет, называемый Вселенской Пустотойquot;. Иными словами, состояние
Будды, - того, кто освободился от всякой обусловленности, - символизируется
Светом, который Гаутама увидел в момент озарения. Этот Свет описывается как
quot;ясныйquot;, quot;чистыйquot;, - то есть в нем не только нет ни следа
тени, но также отсутствуют цвета и качества. Поэтому он назван quot;Вселенской
Пустотойquot;, так как термин пустота (санкхья) точно выражает тот факт,
что этот свет лишен всех атрибутов, всех отличий: это - Urdrund (quot;первоосноваquot;),
абсолютная реальность. Осознание Вселенской Пустоты, как и акт постижения
единства брахмана и атмана, описывается в упанишадах как мгновенное озарение,
подобное вспышке молнии. Точно так же, как ничто не предшествует внезапной
вспышке, прорезающей тьму, ничто не предшествует опыту озарения; он принадлежит
совершенно иному плану бытия, и потому отсутствует переход от момента, ему
предшествующего, к вневременному мгновению, в которое он происходит.
Тем не менее, в текстах упоминается о quot;предварительных образах (рупани
пурассарани) проявления Брахманаquot;, откры
вающихся йогу в форме светящихся проявлений: туман, дым, солнце, огонь, ветер,
светлячки, молния, кристалл и луна.
quot;Мандала-брахманаупанишадаquot; (II, 1) предусматривает иную последовательность:
звезда, алмазное зеркало,