он - новый человек. Якут, которого
молния ударила, но не убила, рассказывал, что с Неба сошел Бог, разметал его
тело на части, а затем вернул его к жизни - но к жизни новой, ибо после этой
смерти-посвящения он, вернувшись к жизни, обрел дар шамана. quot;Теперь,
- прибавил он, - я вижу все, что происходит за 30 верст вокругquot;. Весьма
показательно, что в этом примере мгновенной инициации обычная тема смерти
и воскрешения сопровождается и дополняется мотивом внезапного озарения; слепящая
вспышка молнии ведет к духовной трансформации, в результате которой человек
получает провидческие способности. quot;Видеть на 30 верстquot; - традиционное
выражение, используемое сибирскими шаманами для обозначения ясновидения.
Отметим, что подобное ясновидение приобретается в результате мистического
опыта, который у эскимосов называется quot;удар молнииquot; или quot;озарениеquot;
(кавманек), и, не пройдя через него, шаманом стать невозможно. Так, по свидетельствам
шаманов эскимосов-иглюлик, собранных Расмуссеном, кавманек - это переживание
quot;таинственного света, который шаман внезапно ощущает в своем теле, в
голове, в мозгу, некий необъяснимый прожектор, светоносный пожар, позволяющий
шаману видеть в темноте, причем и в прямом, и переносном смысле слова, ибо
он видит во тьме даже с закрытыми глазами и воспринимает вещи и грядущие события,
от других сокрытые; так шаманы всматриваются в будущее и в тайны других людейquot;.
Когда новичок впервые проходит через переживание этого мистического света,
он ощущает, quot;как дом, в котором он находится, вдруг словно поднимается
в воздух: он видит далеко-предалеко, сквозь горы, как если бы земля была одной
великой равниной, и его взор может достичь пределов земли. Для него более
нет ничего сокрытого; теперь он может видеть не только очень удаленные вещи,
но также обнаруживать души, похищенные души, которые либо упрятаны в дальних,
странных землях, либо вознесены на небо или забраны в Страну мертвыхquot;.
Основные моменты опыта мистического озарения: а) оно является следствием длительной
подготовки, но всегда случается внезапно, quot;подобно вспышке молнииquot;;
б) оно связано с внутренним светом, ощущаемым в теле, прежде всего - в голове;
в) когда человек впервые проходит через это озарение, он ощущает, что его
возносят вверх; г) с этим озарением связано видение на расстоянии и одновременно
- ясновидение: шаман видит все происходящее далеко вокруг, но при этом он
видит и невидимые сущности (души больных, духов и т. д.), а также прозревает
грядущие события.
Прибавим, что опыт кавманек неотделим от иного, специфически шаманского духовного
упражнения - способности видеть собственное тело, обнажившееся до скелета.
Другими словами, шаман способен quot;видетьquot; то, что невидимо во времени.
Это можно понять двояко: либо он видит сквозь плоть и зрение его подобно рентгену),
либо он провидит далекое будущее - то, что произойдет с телом после смерти.
В любом случае, эта способность - тоже своего рода ясновидение, обретаемое
благодаря озарению. На этом моменте следует остановиться особо: хотя проявление
внутреннего света, ощущаемое как лю-минофания, происходит в почти прямом смысле
слова, на физическом уровне, это озарение дает эскимосскому шаману пара-
гномические способности и знания мистического порядка.
Было бы весьма соблазнительно от анализа опыта шаманов сразу перейти к концепциям
внутреннего света, сформированным в Индии. Здесь мы обнаружим сходное сочетание
представлений о световом потоке, познании и возможностях преодоления человеческого
уровня существования. Однако я хотел бы ненадолго коснуться другой группы
фактов, связанных с
примитивными обществами, и в первую очередь - с инициацией австралийских знахарей.
Мне неизвестны примеры из австралийского материала, напоминающие озарения
шаманов у эскимосов-иглюлик, но, возможно, это связано с недостатком знаний
об австралийских знахарях в целом. Тем не менее, у нас есть все основания
сравнивать их с шаманами Сибири и Арктики, не только потому, что и у тех и
у других обряды инициации имеют много сходного, но также потому, что и шаманам
и знахарям приписывают сходные парапсихологичес-кие способности: они могут
ходить по углям, исчезать и появляться