в окружающее, знает,
что он чувствует, где находится и какое сейчас время. Он знает, что после
его смерти деревья будут расти, как и прежде, но он их уже не увидит,
поэтому он хочет увидеть их сейчас со всей остротой, на которую способен.
Спонтанность означает возможность выбора, возможность свободно
самому решать, какие чувства (Родителя, Взрослого или Ребенка) испытывать и
каким образом их выражать. Спонтанность означает освобождение от
принуждения играть в игры и владеть только теми чувствами, которые были
воспитаны.
Близость представляет собой спонтанное, свободное от игр
чистосердечное поведение человека, осознающего окружающее, освобождение,
эйдетически-воспринимающего мир глазами неиспорченного Ребенка, который со
всей искренностью живет в настоящем. Можно экспериментально показать
[Эффективное экспериментальное использование трансакционного анализа
требует специального образования и опыта. Отличить игру от
времяпрепровождения порой ничуть не легче, чем отличить звезду от планеты.
- Прим. автора.], что эйдетическое восприятие пробуждает привязанность, а
чистосердечие мобилизует позитивные чувства. Известен даже такой феномен,
как односторонняя близость. С ним хорошо знакомы люди, умеющие пленять
своих партнеров, оставаясь при этом невовлеченными. Человек добивается
этого, поощряя собеседника смотреть ему в лицо, высказываться свободно и
чистосердечно, в то время как соблазнитель (или соблазнительница) лишь
делает вид, что их чувства взаимны.
Близость, по существу, является функцией естественного ребенка, хотя
и имеет сложную психологическую и социологическую основу. Она, как правило,
не приводит к неприятностям, если не вмешивается какая-нибудь игра. Обычно
близости угрожает стремление приспособиться к Родительскому влиянию.
Маленькие дети (пока они не испорчены) в большинстве своем предстают
существами любящими, а это и есть истинная природа близости.
Сознательно или неосознанно все родители с колыбели учат своих детей
думать, чувствовать, воспринимать окружающий мир. Освободиться от этого
влияния ребенку нелегко, поскольку оно обычно бывает глубоко укоренившимся.
К тому же в первые два-три десятилетия жизни человека оно необходимо для
биологического и социального выживания. Освобождение от родительского
влияния становится возможным только тогда, когда человек достигает
независимости, то есть приобретает умение жить включенным в настоящее,
действовать спонтанно и достигать близости с другими людьми. Кроме того. в
это время он уже свободен в выборе, то есть понимает, что именно из
родительского наследия он хочет оставить себе. На ранних этапах жизни
человек решает, как он намерен приспособиться к родительскому влиянию. Его
адаптация представляет собой последовательность решении, и именно поэтому
при благоприятных обстоятельствах решения бывают обратимыми. Причем
ниспровержение никуда не бывает окончательным: непрерывная борьба против
возврата к старым привычкам чаще всего продолжается всю жизнь.
Некоторые счастливые люди обладают свойством, которое выходит за
пределы всех классификаций поведения. Это свойство - включенность в
настоящее. Другое их свойство, гораздо более важное, чем любое
предварительное планирование, - спонтанность. У них есть нечто куда более
ценное, чем игры, - близость. Но все эти три свойства для неподготовленных
людей опасны. Может быть, им лучше оставаться такими, какие они есть, и
искать решение своих проблем в популярных социальных методах, например в
чувстве общности с другими людьми. Это может означать, что для многих
представителей рода человеческого впереди прекрасные надежды и большие
перспективы.
Из коллекции Алексея Кельмакова
FidoNet 2:5050/13.59