Эрик Бёрн

Игры, в которые играют люди

прошлом и может быть надежно прогнозирована по меньшей мере лет на

пятьдесят в будущее. Если не разорвать эту цепь, охватывающую пять и даже

более поколений, эффект может увеличиваться в геометрической прогрессии.

Переходя из поколения в поколение, игры могут изменяться, но при этом

наблюдается сильная тенденция к вступлению в брак между индивидами,

играющими в игры, которые принадлежат одному семейству (если не одному

роду). В этом состоит *историческое* значение игр.

2. Воспитание детей в большинстве случаев сводится к процессу обучения

их тому, в какие игры они должны играть. Различные культуры и социальные

классы имеют свои излюбленные игры, а различные племена и семьи

предпочитают разные варианты игр. В этом состоит *культурное* значение игр.

3. Промежуток между времяпрепровождениями и истинной близостью как бы

прослоен играми. Повторяющиеся времяпрепровождения, такие, например, как

вечеринки в честь продвижения по службе, в конце концов приедаются.

Близость, в свою очередь, требует тщательной осмотрительности, причем и

Родитель, и Взрослый, и Ребенок обычно настроены против нее. Американское

общество в основном не поощряет искренности (кроме как в интимной

обстановке), так как здравый смысл предполагает, что искренность всегда

можно использовать с дурным умыслом. А Ребенок опасается ее, потому что

знает: она может повлечь за собой разоблачение. Поэтому, чтобы отвязаться

от скуки времяпрепровождения, не подвергая себя опасностям, сопутствующим

близости, большинство людей в качестве компромиссного решения приходят к

играм, если только они доступны. Они-то и составляют большую и весьма

значимую часть человеческого общения. В этом, состоит *социальное* значение

игр.

4. Люди выбирают себе друзей, партнеров, близких людей чаще всего из

числа тех, кто играет в те же игры. Поэтому в данном социальном окружении

каждый его представитель приобретает такую манеру поведения, которая

покажется совершенно чуждой членам другого социального круга. И наоборот,

любой член какого-либо социального окружения, который начинает играть в

новые игры, будет скорее всего изгнан из привычного общества, но его с

удовольствием включат в другое социальное окружение. В этом состоит

*личностное* значение игр.

Читатель, по-видимому, теперь сумеет лучше оценить принципиальное

различие между математическим и трансакционным анализом игр. Математический

анализ игр исходит из постулата полной рациональности игроков.

Трансакционный анализ, напротив, имеет дело с играми как нерациональными,

так и иррациональными, и именно поэтому более жизненными.

ИГРОКИ

Наши наблюдения свидетельствуют о том, что интенсивнее всего играют

люди, утратившие душевное равновесие. Весьма любопытно, однако, что

некоторые шизофреники отказываются участвовать в играх и с самого начала

требуют прямолинейности. В обыденной жизни с наибольшей отдачей играют два

типа людей, которых мы назовем Брюзгой и Ничтожеством или Обывателем.

Брюзга - это человек, чаще всего обиженный на свою мать. При

внимательном исследовании выясняется, что он обижен на нее с раннего

детства. Наверное, у него есть вполне основательные детские причины для

обиды, например, возможно, в его раннем детском возрасте мать заболела и

долго лежала в больнице, как бы предав его в критический период. А может

быть, он не был счастлив из-за того, что она родила слишком много братьев и

сестер? Иногда предательство выглядит более злонамеренным, например мать

отправляет ребенка на ферму к своим родителям, чтобы вторично выйти замуж.

А ребенок с тех пор остается обиженным на весь мир. Будучи взрослым, этот

человек не любит женщин, хотя может быть донжуаном. Поскольку с детских лет

он дуется вполне намеренно, то свое решение может отменить в любой момент

(именно так и поступают дети, когда подходит время обеда). И взрослый

(Брюзга), и маленький мальчик отменяют решение дуться на одних и тех же

условиях: он должен иметь возможность не уронить своего достоинства и ему

обязаны предложить что-то стоящее взамен его привилегии быть обиженным.

Иногда, отказавшись от роли обиженного, пациент может прервать, например,

игру Психиатрия, которая в противном случае может тянуться годами. Для

этого необходимо тщательно подготовить пациента, найти умелый подход к нему

и