потому, что создается
впечатление, будто в противном случае они обидятся. В каком-то смысле это
так и есть, поскольку человек, отказавшийся посмеяться над ними, угрожает
их жизненной позиции и портит им игру. Но в состоянии депрессии у них
возникает обида на тех, кто смеялся над ними, поэтому воздержавшийся от
насмешек человек поймет, что, наверное, поступал правильно. Возможно, лишь
с ним одним такие люди будут позже разговаривать, а все прежние друзья,
которые охотно участвовали в игре, теперь превратятся в его врагов.
Говорить Уайту, что в действительности он вовсе не глуп, совершенно
бесполезно. Он и в самом деле может соображать довольно туго и даже
осознавать это. Может быть, поэтому он и пристрастился к этой игре. Но тем
не менее могут существовать такие сферы деятельности, в которых он
превосходит других людей. Тогда будет вполне уместно продемонстрировать ему
уважение, которого заслуживают его способности. Это сильно отличается от
неуклюжих попыток внушить ему уверенность в себе. Последние попытки могут
доставить ему горькое удовлетворение от сознания, что другие люди еще
глупее, чем он, но это для него небольшое утешение. Такое вселение
уверенности, на наш взгляд, представляет собой не самый умный метод
лечения. Как правило, это обычный ход в игре Я всего лишь пытаюсь помочь
вам. Антитезисом Дурачка должна быть не другая игра, а полный отказ
играть в данную игру.
Антитезис к угрюмой форме игры представляет собой более сложную
проблему, потому что угрюмый игрок стремится вызвать не смех или издевку, а
вывести партнера из себя или вызвать у него чувство полной беспомощности -
так, чтобы у того, как говорится, просто руки опустились. А с этим его
состоянием игрок легко умеет справляться благодаря своему девизу: Сделайте
со мной что-нибудь. Таким образом, он выигрывает в любом случае. Блэк
(партнер) ничего не может делать, так как у него опустились руки.
Если же он что-то предпримет, то только потому, что выведен из себя.
Такие люди также имеют склонность к игре Почему бы вам не... - Да, но, от
чего получают такое же удовлетворение, но в более слабой степени. К этой
форме игры антитезис придумать нелегко. Мы полагаем, что он может быть
найден только при условии ясного представления психодинамики игры.
7. Калека
*Тезис*. Наиболее драматичной формой игры Калека является
Оправдание по причине душевной болезни. В трансакционных терминах тезис
игры можно изложить следующим образом: Что вы хотите от такого
эмоционально неуравновешенного человека, как я? Чтобы я никого не убивал?
На что Присяжные должны, с точки зрения пациента, понять его и ответить:
Что вы! Нам и в голову не придет требовать этого от вас. Оправдание по
причине душевной болезни в качестве юридической игры весьма распространено
в американском обществе. Подобные случаи не следует смешивать с ситуацией,
когда человек действительно страдает глубоким психозом и не способен нести
ответственность за свои поступки.
Тезис игры - Что вы хотите от калеки? Действительно, что можно ждать
от инвалида, который только и умеет управлять своим инвалидным креслом?
Однако известны факты, когда во время второй мировой войны некоторые
инвалиды с деревянной ногой могли исполнять в ампутационных центрах
армейских госпиталей джиттербаг [Быстрый танец с резкими движениями под
джазовую музыку.], причем делали это очень умело. Встречаются слепые люди,
успешно работающие в политической области (например, в моем родном городе
такой человек был избран на должность мэра). Я знаю глухих людей,
плодотворно работающих психиатрами и психотерапевтами, и людей, лишившихся
рук, но умеющих пользоваться пишущей машинкой.
Наблюдения свидетельствуют: пока человек, обладающий настоящим,
возможно, преувеличенным или даже воображаемым увечьем, не жалуется на свою
судьбу, в его жизнь вообще не следует вмешиваться. Но когда он обращается
за помощью к психотерапевту, возникает вопрос: наилучшим ли способом он
распорядился своей жизнью и сможет ли он подняться над своим недугом? В США
психотерапевту приходится сталкиваться с оппозицией широких слоев
образованной публики. Даже ближайшие родственники пациента, которые громче
всех обычно жалуются на неудобства, связанные с его увечьем, могут в конце
концов рассориться