Эрик Бёрн

Игры, в которые играют люди

положение.

...Одна женщина играла в АПВВ со своим психотерапевтом, причем все

симптомы ее болезни не исчезали. С извинениями она распрощалась с ним и

обратилась за помощью к весьма почитаемому ею священнику. Она затеяла ту

же игру с ним. Через несколько недель она завлекла его в игру Динамо

второй степени. Потом по секрету она сообщила своей соседке о своем

разочаровании в таком замечательном человеке, каким был всегда для нее

преподобный отец Блэк. Оказывается, в моменты слабости он давал ей авансы,

ей - такой целомудренной и непривлекательной женщине. Конечно, зная жену

священника, его можно простить, но тем не менее и т.д., и т.п. Разумеется,

она проговорилась совершенно неумышленно и только потом с ужасом

вспомнила, что ее соседка - староста церковной общины. Игру с

психотерапевтом ей удалось выиграть, не выздоровев.

Игру со священником она выиграла, соблазнив его, хотя и не хотела

признаваться себе в этом. А второй психотерапевт все же сумел ввести ее в

психотерапевтическую группу, где она не могла проводить прежнюю тактику.

Поскольку время, отведенное на ее выздоровление, теперь не было заполнено

играми АПВВ и ВНП, то женщина стала более пристально анализировать свое

поведение и с помощью членов группы сумела отказаться от обеих своих игр -

АПВВ и Динамо.

*Антитезис*. Прежде всего психотерапевт должен определить, с каким

вариантом игры он имеет дело. В случае искреннего варианта лучше позволить

пациентке продолжать игру до тех пор, пока ее Взрослый не окрепнет

настолько, чтобы можно было пойти на риск и применить контрмеры. Если же

психотерапевт имеет дело с лицемерным вариантом, то контрмеры можно

применять при первом же удобном случае, но после того, как пациентка будет

достаточно подготовлена, чтобы понять, что происходит. В этом случае

психотерапевт упорно отказывается давать пациентке советы, а когда она

начинает протестовать, дает понять, что она имеет дело с тщательно

продуманной стратегией. Через некоторое время его отказ давать советы либо

приведет пациентку в бешенство, либо ускорит появление симптомов, типичных

для острого состояния тревожности. Следующий шаг зависит от состояния

пациентки. Если она лишилась душевного покоя, следует применить

соответствующие психоаналитические приемы, чтобы исправить ситуацию. В

лицемерном варианте игры прежде всего нужно отделить Взрослого от

лицемерного Ребенка, что дает возможность проанализировать игру.

Вообще говоря, рекомендуется не ввязываться в близкие отношения с

поклонницами, искренне играющими в АВВММ. Любой разумный импресарио не

преминет объяснить это своему клиенту.

С другой стороны женщина, играющая в лицемерный вариант АВВММ, порой

оказывается интересным и умным человеком. Если ей помочь отказаться от этой

игры, то она может стать замечательным другом.

5. Психиатрия

*Тезис*. Следует отличать Психиатрию-процедуру от Психиатрии-игры.

Как явствует из научных публикаций, при лечении психических заболеваний

используются различные эффективные методы, такие, например, как гипноз,

лекарства, психоанализ, групповая психотерапия и др. Любой из методов может

быть использован и в игре Психиатрия, основанной на жизненной позиции Я

- целитель и подкрепленной медицинским дипломом: Здесь написано, что я -

целитель. Нужно помнить, что в любом случае такая позиция конструктивна и

благожелательна. Люди, играющие в Психиатрию. могут принести большую

пользу при условии, что они получили профессиональную подготовку.

У нас все же есть основание считать, что от уменьшения врачевательного

рвения результаты лечения только улучшаются. Антитезис был лучше всего

сформулирован несколько столетий назад Амбруазом Паре [Паре, Амбруаз

(1510-1590) - французский хирург, сыграл большую роль в превращении

хирургии из ремесла в научную медицинскую дисциплину.], сказавшим

следующее: Я лечу их, но исцеляет их Бог. Каждый студент-медик учит это

изречение наравне с prim urn non nocere [Прежде всего не навреди (лат.).] и

vis medicatrix naturae [Целительная сила природы (лат.).]. Психотерапевты,

не имеющие медицинского образования, чаще всего не знакомы с этими

старинными предостережениями. Однако жизненная позиция Я - целитель,

потому что в дипломе это написано,