Эрик Бёрн

Игры, в которые играют люди

как я неотразим; Ребенок (женщина): Ну что, попался негодяй!

*Ходы*: 1) женщина - обольщение; мужчина - контробольщение; 2) женщина

- капитуляция; мужчина - победа; 3) женщина - нападение; мужчина - крах.

*Вознаграждения*: 1) внутреннее психологическое - выражение

ненависти и проекция вины; 2) внешнее психологическое - избегание

эмоциональной сексуальной близости; 3) внутреннее социальное - Ну что,

попался негодяй; 4) внешнее социальное - Подумайте, какой ужас!;

Судебное разбирательство, А ну-ка, подеритесь; 5) биологическое - обмен

сексуальными и агрессивными трансакциями; 6) экзистенциальное - Меня не в

чем упрекнуть.

4. Чулок

*Тезис*. Эта игра относится к той же группе, что и Динамо. Ее

наиболее очевидное свойство - эксгибиционизм, который по своей природе

близок к истеричности. Например, женщина приходит в незнакомую компанию, и,

еще не успев освоиться, вызывающе приподнимает ногу, привлекая к себе

всеобщее внимание, и восклицает: Ах, боже мой, у меня чулок пополз! Это

делается с расчетом возбудить сексуальный интерес у мужчин и разозлить

остальных женщин. Конечно, на любые замечания относительно ее поведения

Уайт отвечает протестами, призванными свидетельствовать о ее невинности,

или же встречными обвинениями. Это делает игру похожей на классический

вариант Динамо. Отличительной чертой является отсутствие у Уайт умения

адаптироваться в ситуации. Она почти никогда не стремится понять, что за

люди ее окружают, или дождаться подходящего момента для своего маневра.

Поэтому ее ход сразу же бросается в глаза как неуместный и ставит под

угрозу ее взаимоотношения с другими членами группы. Несмотря на некоторую

поверхностную утонченность, она так всю жизнь и не может понять, что с

ней происходит, так как судит о людях слишком цинично. Ее цель - показать,

что окружающие ее люди похотливы, причем ее Ребенок и Родитель надувают ее

Взрослого и не дают ему заметить ее собственное вызывающее поведение и

здравомыслие большинства окружающих ее людей. Следовательно, эта игра

саморазрушительная.

Женщины с более ярко выраженной патологией, имеющие большой бюст,

часто сидят, заложив руки за голову, чтобы привлечь к нему внимание. Иногда

они дополнительно привлекают внимание, упомянув о размере бюста или о

какой-нибудь своей болезни, например, опухоли.

Смысл Игры состоит в том, что женщина демонстрирует своим поведением

сексуальную доступность. Поэтому игра может приобретать и более

символический вид, когда в нее играют недавно овдовевшие женщины,

неискренне демонстрирующие свое положение вдовы.

*Антитезис*. Характерной чертой женщин этого типа является не только

плохая адаптация, но и неприятие антитезисного поведения. Если

подгоговленная психотерапевтическая группа игнорирует игру таких женщин или

противодействует ей, то они могут перестать посещать консультацию В этой

игре особенно следует разграничивать антитезис и репрессии, ибо последние

означают победу Уайт. В игре Чулок женщины более изобретательны по части

контрходов, чем мужчины, которые, впрочем, мало заинтересованы в том, чтобы

игра прекратилась. Таким образом, лучше всего оставить антитезис на

усмотрение женщин.

5. Скандал

*Тезис*. Классический вариант этой игры обычно разыгрывается между

авторитарным отцом и дочерью подростком. Причем мать в такой семье чаще

всего сексуально заторможена. Отец приходит с работы и начинает придираться

к дочери, а она в ответ грубит. Первый ход может сделать также и дочь.

Нагло разговаривая с отцом, она вызывает придирки с его стороны. Постепенно

и голоса становятся громче, и ссора набирает силу. Исход зависит от того,

на чьей стороне инициатива. Существуют три возможных исхода 1) отец уходит

в свою комнату, хлопнув дверью; 2) дочь уходит в свою комнату, хлопнув

дверью; 3) оба расходятся по своим комнатам, хлопнув дверью. В любом случае

конец игры Скандал отмечен хлопаньем дверью. Скандал является

мучительным, но эффективным способом решения сексуальных проблем, которые

возникают в некоторых семьях между отцом и дочерью-подростком. Они могут

жить под одной крышей, только если постоянно злятся друг на друга и

периодически хлопают дверью, что для каждого из них подчеркивает, что они

спят в разных