Эрик Бёрн

Игры, в которые играют люди

внутренние

вознаграждения; 2) первичные внешние вознаграждения; 3) вторичные

вознаграждения; 4) экзистенциальные [Экзистенциальный (позднелат.

exsistentia - существование) - употребляя этот термин, автор имеет в виду

жизненную позицию пациента.] вознаграждения. Первые три аналогичны

преимуществам, полученным в результате психического заболевания, которые

подробно описаны у Фрейда [Фрейд, Зигмунд (1856-1939) - австрийский врач-

психиатр и психолог - основатель психоанализа.]. Мы убедились на опыте, что

гораздо полезнее и поучительнее анализировать социальные трансакции с точки

зрения получаемого вознаграждения, чем рассматривать их как защитные

механизмы. Во-первых, наилучший способ защиты - вообще не участвовать в

трансакциях. Во-вторых, понятие защита только частично покрывает первые

два типа вознаграждений, а все остальное, включая сюда третий и четвертый

типы, при таком подходе теряется.

Независимо от того, входят ли игры и близость в матрицу деятельности,

они являются наиболее благодарной формой социального контакта. Длительная

близость, встречаясь не так уж часто, представляет собой в основном сугубо

частное дело. А вот важные социальные контакты чаще всего протекают как

игры. Именно они и являются предметом нашего исследования.

Часть первая

Анализ игр

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, которые лучше всего

проводить в специальных психотерапевтических группах, обнаруживают, что

время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения,

разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения

обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого человека некий набор

поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с

другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан

уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о

существовании различных состояний *Я* [В оригинале книги автор использует

терминологию 3. Фрейда, обозначая Я-концепцию - Эго. В советской психологии

Я-концепция определяется как относительно устойчивая, в большей или меньшей

степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений

индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимодействия с

другими людьми и относится к себе.].

На языке психологии состояние *Я* можно описывать как систему чувств,

определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому,

каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным

репертуаром состояний своего *Я*, которые суть не роли, а психологическая

реальность. Репертуар этих состояний мы попытались разбить на следующие

категории: 1) состояния *Я*, сходные с образами родителей; 2) состояния

*Я*, автономно направленные на объективную оценку реальности; 3) состояния

*Я*, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и

представляющие собой архаические пережитки. Неформально проявления этих

состояний Я называются Родитель, Взрослый и Ребенок. В дальнейшем мы будем

использовать именно эту терминологию.

Мы считаем, что человек в социальной группе в каждый момент времени

обнаруживает одно из состояний Я - Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с

разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое.

На основе этих наблюдений можно прийти к некоторым диагностическим

выводам. Высказывание Это ваш Родитель означает: Вы сейчас рассуждаете

так же, как обычно рассуждал один из ваших родителей (или тот, кто его

заменял). Вы реагируете так, как прореагировал бы он - теми же позами,

жестами, словами, чувствами и т.д.. Слова Это ваш Взрослый означают: Вы

только что самостоятельно и объективно оценили ситуацию и теперь в

непредвзятой манере излагаете ход ваших размышлений, формулируете свои

проблемы и выводы, к которым Вы пришли. Выражение Это ваш Ребенок

означает: *Вы* реагируете так же и с той же целью, как это сделал бы

маленький ребенок.

Смысл этих высказываний можно пояснить подробнее.

1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он

хранит в себе набор состояний *Я*, повторяющих состояния *Я* его родителей

(как он их воспринимал). Эти родительские состояния *Я* при некоторых

обстоятельствах