Эрик Бёрн

Игры, в которые играют люди

1) одевающийся ребенок; 2) супруг, стремящийся к

разводу.

*Социальная* *парадигма*: Взрослый - Взрослый. Взрослый: Пора

(одеваться), (идти к психиатру). Взрослый: Хорошо, попробую.

*Психологическая* *парадигма*: Родитель - Ребенок. Родитель: Я тебя

заставлю (одеться, сходить к психиатру); Ребенок: Видишь, ничего не

выходит.

*Ходы*: 1) предложение - сопротивление; 2) давление - уступка; 3)

одобрение - неудача.

*Вознаграждения*: 1) внутреннее психологическое - освобождение от

чувства вины за агрессию; 2) внешнее психологическое - избегает

ответственности за семью; 3) внутреннее социальное - Видишь, как я

старался; 4) внешнее социальное - обмен враждебными трансакциями; 6)

экзистенциальное - Я беспомощен (ни в чем не виноват).

7. Дорогая

*Тезис*. Наибольшего расцвета игра Дорогая достигает на ранних

стадиях терапии супружеских групп, когда участники занимают в основном

оборонительную позицию. Эту игру можно наблюдать также в компаниях, на

вечеринках. Уайт рассказывает какую-нибудь историю, попутно выставляя свою

жену в не очень-то выгодном свете. Рассказ завершается фразой: Не правда

ли, дорогая? Миссис Уайт обычно соглашается по одной из двух причин, якобы

исходящих от ее Взрослого: а) сама по себе история в общих чертах вполне

соответствует действительности; если же она не согласится с какой-то мелкой

деталью (на самом деле именно эта деталь и есть основной момент

трансакции), то может выглядеть занудливым человеком; б) просто невежливо

не согласиться с мужчиной, который только что во всеуслышание назвал тебя

дорогая. Однако истинной психологической причиной согласия является ее

депрессивная позиция. Когда она выходила замуж, то хорошо понимала, что муж

способен выставлять перед людьми ее недостатки и тем самым избавлять ее от

неудобных ситуаций, в которые она неизбежно попадает. В детстве эту услугу

ей оказывали ее родители.

Игра Дорогая наряду с игрой Судебное разбирательство наиболее

часто встречается в супружеских психотерапевтических группах. Чем более

напряженной становится ситуация, тем ближе момент разоблачения игры, тем с

большей горечью произносится слово дорогая, пока раздражение говорящего

не становится для всех очевидным. Тщательный анализ позволяет увидеть

сходство данной игры с Растяпой, так как в ней есть тот же важный момент:

миссис Уайт обязательно прощает мистеру Уайту его раздражение, которое она

изо всех сил старается не заметить. Соответственно *антитезис* Дорогой

строится по тем же законам, что антитезис Растяпы: Ты можешь

рассказывать порочащие меня истории, но, пожалуйста, не называй меня

дорогая. Этот антитезис чреват той же опасностью, что и антитезис

Растяпы. Более изощренный и менее опасный антитезис состоит в том, чтобы

отвечать: Да, милый.

В другом варианте игры в ответ на рассказ мужа жена, вместо того чтобы

согласиться с ним, может сама рассказать что-нибудь подобного типа о муже,

тем самым как бы говоря: Ты тоже небезупречен, дорогой.

Иногда ласкательные обращения в этой игре не произносятся, но

внимательный слушатель может их заметить. Это уже будет молчаливый вариант

игры Дорогая.

ИГРЫ В КОМПАНИЯХ

Компании людей созданы для времяпрепровождении, а времяпрепровождения

- для компаний. По мере углубления знакомства в ход все более начинают идти

игры. Начинается обычный, хотя и незаметный процесс взаимного выбора.

Узнают друг друга: Гость-растяпа и его жертва, Большой и сильный папа и

Я бедняжечка и другие.

В этом разделе приводятся четыре игры, наиболее типичные для

повседневной ситуации группового общения:

Подумайте, какой ужас!, Изъян, Гость-растяпа и Почему бы вам

не... - Да, но.

1. Подумайте, какой ужас!

*Тезис*. Мы выделяем здесь четыре основные формы: три

времяпрепровождения - для родителей, для взрослых, для детей - и игру. Во

времяпрепровождениях нет развязки и выигрыша, зато возникают недостойные

чувства.

1. Времяпрепровождение. Нынешние представляет собой компанию

Родителей, отличающихся самодовольством, сознанием собственной правоты и

даже злонамеренным стремлением покарать всех, кто живет не по их правилам.

С социологической точки зрения такое использование своего времени типично

для определенной