видим победное выражение ее лица! Она
уползает, а я пытаюсь представить себе, как могла бы она на ближайшем
сборище мокриц рассказать свою историю и молодые мокрицы смотрели бы на нее
с восхищением, как на насекомое, которое добилось своего в жизни. И в то же
время к ее самодовольству примешивается оттенок разочарования. Теперь,
когда ей удалось всего достичь, жизнь кажется бесцельной. Может быть, она
еще вернется назад в надежде повторить сей подвиг. Надо бы пометить ее
спинку чернилами, чтобы можно было ее узнать если она вдруг рискнет
вернуться. Невольно подумаешь: Отважное насекомое эта мокрица.
Неудивительно, что этому виду - несколько миллионов лет.
Тем не менее большинство молодых американцев относятся к своим
закладным всерьез только в период стресса. Если у них возникает состояние
депрессии или они находятся в неблагоприятной финансовой ситуации, то
долговые обязательства могут поддерживать человека, даже спасти его от
некоторых опасных действий, вплоть до таких трагических, как самоубийство.
Обычно же молодые американцы лишь слегка поигрывают в Если бы не долги. И
только небольшая их часть играет в полную силу, превращая игру Должник в
дело всей своей жизни.
В игру Попробуй получи с меня (ППСМ) обычно играют молодожены. Эта
игра строится таким образом, что игрок выигрывает независимо от ее
исхода. Так, Уайты (супруги) покупают в кредит всевозможные товары и услуги
- дешевые или дорогие, в зависимости от того, из какого они социального
круга и как их учили играть родители и дедушки с бабушками. Если после
нескольких слабых попыток получить очередной взнос кредитор сдается, то
Уайты могут и дальше пользоваться купленным вполне безнаказанно. В этом
смысле они выигрывают. Если же кредитор начинает действовать более
энергично, то они получают удовольствие одновременно и от того, что
заставляют его погоняться за ними, и от самих покупок. Однако игра
начинается всерьез, когда кредитор вознамерится во что бы то ни стало
добиться уплаты взноса. Чтобы получить свои деньги, ему придется прибегнуть
к крайним мерам, которые включают и элементы принуждения, например кредитор
подъезжает к дому Уайтов на ревущем грузовике, кузов которого ярко
размалеван большими буквами: Агентство по сбору взносов.
В этот момент в игре наступает перелом. Уайт понимает, что ему скорее
всего придется выкладывать деньги. Однако из-за оттенка принуждения,
появившегося в его взаимоотношениях с кредитором (чаще всего он знаменуется
третьим предупреждением от сборщика взносов: Если Вы не прибудете в наше
учреждение в течение сорока восьми часов...), Уайт чувствует себя вправе
возмутиться, и переключается на один из вариантов игры: Ну что, попался,
негодяй! В этом случае он выигрывает, демонстрируя всем, какой алчный и
безжалостный человек сборщик взносов, ни одному слову которого нельзя
верить.
Два наиболее очевидных вознаграждения при этом следующие: 1) выигрыш
укрепляет жизненную позицию Уайта, которая является замаскированной формой
установки Все кредиторы - люди алчные; 2) Уайт сильно выигрывает во
внешнем социальном плане, поскольку теперь он может открыто поносить
кредитора перед своими друзьями, не боясь потерять собственного статуса
Славного малого. Кроме того, он может попытаться в дальнейшем обеспечить
себе внутреннее социальное вознаграждение, войдя в открытый конфликт с
кредитором. Помимо всего прочего, это оправдывает его злоупотребление
системой кредитных платежей: если все кредиторы таковы, как он убедился, то
с какой стати вообще платить взносы кому бы то ни было?
Мелкие землевладельцы иногда участвуют в игре Кредитор, точнее, в ее
разновидности: Попробуй не заплати мне (ПНЗМ). Любители играть в ППСМ и
ПНЗМ легко узнают друг друга, и поскольку игра сулит им трансакционные
вознаграждения и азарт погони, то контакт с противником в глубине души
доставляет им большое удовольствие. Независимо от того, кому достанутся
деньги, оба в конечном счете помогают друг другу подготовить и укрепить
свою позицию для игры Ну почему такое случается именно со мной?.
Различные игры, связанные с деньгами, обычно имеют очень серьезные
последствия. И если наше описание таких игр выглядит поверхностным, как
утверждают некоторые читатели, то это происходит совсем не потому, что оно
касается