Бокар Ринпоче

Чинрезиг, Господь Любви

двух фаз

Этих различных пунктов достаточно самих по себе, чтобы сделать ясным полезность медитации Ченрезига. Нам следует, однако, добавить к ним очищающую функцию, порождаемую милостью на глубочайшем уровне. Это - духовная энергия, заряжающая каждый элемент медитации.

Явления, как мы воспринимаем их, не имеют в действительности существования сами по себе. Они производятся нашим собственным умом и искажаются обусловливанием, порождаемым нашей кармой. Это обусловливание действует на уровне 'потенциального сознания'. Оно ведет нас к переживанию манифестации, как отдельного от нас самих, твердого, реального по себе опыта,

и причиняет много страдания. Ум, свободный от такого обусловливания, -

это чистый ум, в котором чистые феномены проявляются в отсутствии материальности, за рамками двойственности субъект-объекта, лишенные отметины тревожащих эмоции и страдания.

Очищение, следовательно, должно действовать на уровне потенциала сознания; именно там оперируют медитации ваджраяны. Настоящая цель фаз построения и завершения состоит в том, чтобы истребить всю целость обусловливания, производящего самсарическое существование. Условием существования в самсаре является последовательное прохождение стадий рождения, жизни и смерти. С безначальных времен, мы прошли через бессчетное количество существований, каждое из которых придерживалось той же картины: рождения, жизни и смерти. Обусловливание, врезавшееся в нас из-за бесконечного повторения, - чрезвычайно сильно, и стремиться без конца воссоздавать все тот же процесс, в котором мы остаемя заключенными в тюрьме иллюзии.

Медитация на божестве, включающая в себя две фазы, располагает, в данной связи, тройной функцией:

- очистить нас от обусловливания, вызывающего рождение в обычной форме, являющейся результатом кармического созревания;

- очистить нас от обусловливания, причины явлений обычной жизни, которая характеризуется схватыванием отдельной сущности и страданием;

- очистить нас от обусловливания, вызывающего обычную смерть, и актуализировать тела и мудрости пробуждения.

В рамках этого, каждый аспект медитации исполняет соответствующее определенное очищение:

- Перед началом визуализации, представляют, что все феномены в обычной и нечистой форме растворяются в пустоте. Этим символически изображается смерть, которая предшествовала теперешней жизни. Тем самым очищается обусловливание смерти, произведенное в наших прошлых жизнях, и мы готовимся к актуализации абсолютного тела (дхармакаи), предельной природы ума.

- Из пустоты, сперва появляются лотос, лунный диск и семенной слог ХРИ.

Это соответствует соединению трех элементов, что характеризует момент зачатия в утробе: лотос представляет собой яйцо, лунный диск - сперматозоид, а семенной слог - сознание, приходящее из бардо и присоединяющееся к двум материальным опорам. Все феномены, уже очищенные растворением в пустоте, теперь способны проявиться в своих чистых выражениях. В результате, мы очищаемся от обусловливания, вызванного зачатием.

- Далее, трансформация семенного слога в божество соответствует рождению и позволяет нам очиститься от обусловливания, вызывающего его. Таким образом, приводятся к созреванию возможности тела эманации (нирманакаи).

- Медитатор декламирует обращения, восхваляющие божество, и представляет свет, исходящий из сердца Ченрезига, что выражает собой подношения буддам и бодхисаттвам, визуализирует атрибуты Ченрезига, одежду, драгоценности, божественный дворец, в котором он находится и страну чистой манифестации, окружающую дворец. Можно отнести это к характеристикам нашей обычной жизни от рождения до смерти: нашей активности, взаимоотношениям с другими, одежде, привычкам украшать, жизненной ситуации, и окружению. Соответствующие визуализации дают нам возможность очистить все обусловливание нашей жизни и подготовиться к актуализации тела совершенного опыта (самбхогакаи).

- В конце фазы построения, чистая страна растворяется в небесном дворце, небесный дворец - в божестве, божество - в семенном слоге, который в конце концов растворяется в пустоте. Это растворение символизирует приход смерти и имеет тот же эффект, что и расстворение феноменов в начале перед визуализацией: очищение обусловливания, происходящего в момент смерти, и будущая актуализация дхармакаи.

Итак, тем самым завершают полное очищение и, одновременно, делают возможным появление трех тел пробуждения. В действительности, наш ум уже сейчас и всегда был буддой по природе, но разнообразные завесы, покрывающие его, удерживают эту пробужденную природу