Перевод Е. А. Торчинова

СУТРА СЕРДЦА ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТЫ

старости, болезни и смерти. Это происходит в каждый момент времени и не было случая что бы это не приводило к старости и смерти. Это и есть всеохватывающее непостоянство и окончательное возвращение к пустоте. Это положение относится к пустоте некоей вещи, которая возникает и исчезает. Это еще не достижение конечного принципа [который является целью]. Это значение только указывает, что иллюзорная форма [состоящая из] четырех махабхут в действительности не отличается от истинной пустоты, все, [тут больше нечего говорить]. Обыкновенный человек не знает об этом и следовательно он (бодхисаттва Авалокитешвара) наставляет его говоря: "Форма не отлична от пустоты". Тут имеется в виду, что форма тела изначально не отличается от истинной пустоты.

Что касается "Пустота не отлична от Формы", то это утверждение приводит к уничтожению взглядов "несуществования" не-буддистов и находящихся на двух колесницах. Так как последователи "внешнего" пути не знают что тело происходит из кармической активности, и что кармическая активность возникает из ума, он вращается в колесе [сансары] без остановки в трех временах. Так как они не преуспевают в понимании принципа воздаяния взаимодействия причин и следствий в трех временах, [и в следствии чего,] они говорят, что после смерти человека, его чистая суть возвращается на небо, его мутная суть возвращается в землю, а его едиственная непостижимая истинная природа возвращается в великую пустоту. Если бы было в действительности так как они говорят, тогда конечно не было бы принципа воздаяния - тот кто делал бы добро, то его труды были бы напрасны, тогда как тот кто делает зло обрел бы путь. Если его природа возвращается в великую пустоту, тогда не было бы основания для определения что есть добро, а что есть зло и все бы это уравновешивалось на весах угасания. Кто бы не хотел иметь большое счастье?! Кун-цзы сказал: "Странствие души приводит к изменению. Он узнает таким образом характер и появление духов и призраков." Это указывает на тех кто умер и [на тех кто] еще не умер и ясно показывает закон воздаяния который действует в круговороте существования. И еще люди в мире не исследовали [этого]. Этот взгляд, что существование резко прерывается и уничтожается - является в вышей мере ложным.

Сейчас, хотя люди двух колесниц опираются на Дхарму Будды в их практике, но так как они еще не достигли понимания, что Три Мира только ум, и что мириады дхарм - только сознание, они не понимают что рождения и смерти подобны иллюзии и подобны проявлению. Однако они развивают мнение что характерные особенности Трех Миров действительно существуют. Поэтому они смотрят на три мира как на тюрьму. Они ненавидят четыре типа рождения как цепи на руках и ногах. Они не порождают мысль о освобождении всех существ. Растворяя себя в пустоте, закосневая в бездеяльности, приводят себя к угасанию. Он ясно [это видит] и поэтому говорит: "Пустота не отлична от Формы". Говорится что истинная пустота изначально не отлична от иллюзорной формы. Это не пространство которое отдельно от формы и которое является субъектом существования [после] отрезания и уничтожения. Это истинное проявление праджни является истинной пустотой реальности знаков, во и все. Как так? Так как истинная пустота праджни подобна огромному круглому зеркалу. Все иллюзорные формы подобны изображению в зеркале. Если он только поймет что изображения не отдельны от зеркала, тогда он узнает что пустота не отличена от формы. Это утверждение уничтожает пустоту [практикующих] две колесницы которая отдельна от формы так же как открытая пустота не буддистов.

Еще опасаясь что обыкновенные люди берут "форма" и "пустота", эти два слова, говоря о них как если они два [различных] положения, и не способны увидеть в них нечто равное и единое в таковости, он снова сказал о их тождественности: "Форма есть пустота. Пустота есть форма.", вот и все. Если некто только способен созерцать, то он также и увидит что форма не отлична от пустоты, что там нет звуков, форм, материальных объектов, или блага к которому можно было бы стремится, ни каких либо трудностей среди объектов пяти желаний которых надо любить. Если некто действует так, тогда он внезапно пересечет [море] страданий обычных людей. Если некто просто поймет что пустота не отлична от формы, тогда без вхождения в самадхи он все же проявит все благие качества и без продвижения от начальной ступени [пути бодхисаттвы], он все же совершит работу по освобождению существ. Он будет пребывать в пустоте, и еще сможет выполнить мириады практик. Он будет пребывать в