Карлос Кастанеда

Разговоры с доном Хуаном

долго, чтобы я мог его

осознать. Затем оно сменилось на давящий страх, страх, который навалился

на меня внезапно, но овладел мной как-то быстро. Сначала мой чудесный мир

тишины был разбит звуками, но мне не было до этого дела. Затем звуки стали

громче и непрерывными, как если бы они надвигались на меня. И постепенно я

потерял чувство плавания в мире недифференцированном, безразличном и

прекрасном. Эти звуки стали гигантскими шагами. Что-то громадное дышало и

ходило вокруг меня. Я считал, что оно охотится за мной. Я побежал и

спрятался под валун и попытался оттуда определить, что преследует меня. В

один из моментов я выполз из своего убежища, чтобы взглянуть, и кто бы ни

был мой преследователь, но он не бросился на меня.

Он был подобен гигантскому широкому слизню, и он упал на меня. Я

думал, что его вес раздавит меня, но обнаружил себя в какой-то выбоине или

пещере. Я видел, что слизень не покрыл всей поверхности земли вокруг меня.

Под валуном остался кусочек свободной почвы. Я начал заползать туда. Я

видел огромные капли жидкости, капающие со слизня. Я знал, что он

"секретирует" пищеварительную кислоту, чтобы растворить меня. Капля упала

на мою руку, я пытался стереть кислоту землей и прикладывал к руке слюну,

продолжая закапываться. В один из моментов я почти начал испаряться.

Меня вытаскивали к свету. Я думал, что слизень растворил меня. Я

смутно заметил свет, который становился все ярче. Он вырывался из земли,

пока, наконец, не выпрямился в то, в чем я узнал солнце, выходящее из-за

горизонта. Медленно я начал восстанавливать свои обычные чувственные

процессы. Я лег на живот, положив подбородок на сложенную руку. Растение

пейота передо мной опять начало светиться, и прежде, чем я успел повести

глазами, снова вырвался длинный свет. Он навис надо мной. Я сел. Свет

прикоснулся ко всему моему телу спокойной силой, а затем скатался и

скрылся из виду.

Я бежал всю дорогу к тому месту, где были мужчины, которых я оставил.

Все мы вернулись в город. Мы с доном Хуаном еще один день оставались у

дона Роберто - пейотного ведущего. Все время, пока мы там были, я проспал.

Когда мы собрались уезжать, молодые люди, которые приняли участие в

пейотных сессиях, подошли ко мне. Один за другим они обнимали меня и

застенчиво смеялись. Каждый из них представился. Я проговорил с ними часы

обо всем, кроме пейотных встреч.

Дон Хуан сказал, что время ехать. Молодые люди снова обняли меня.

"приезжай", - сказал один из них. "мы уже ждем тебя", - добавил другой. Я

собирался медленно, стараясь увидеть стариков, но никого из них там не

было.

10 сентября 1964 года.

Рассказывая дону Хуану о пережитом, я всегда придерживался

последовательности, насколько мог, шаг за шагом. Сегодня я рассказал ему

детали своей последней встречи с мескалито. Он внимательно слушал рассказ

до того места, где мескалито назвал свое имя. Тут дон Хуан прервал меня.

- Теперь ты на собственном пути, - сказал он, - защитник принял тебя.

С этого момента я буду очень малой помощью для тебя. Тебе больше не надо

ничего мне рассказывать о своих отношениях с ним. Ты теперь знаешь его

имя, и ни его имя, ни его с тобой дела никогда не должны открываться ни

одному живому.

Я настаивал на том, что хочу рассказать ему все детали испытанного

мной, потому что для меня это не имеет смысла. Я сказал, что мне нужна его

помощь, чтобы перевести то, что я видел. Он сказал, что я могу делать это

и сам, что для меня было бы лучше думать самому. Я сказал, что мне

интересно узнать его мнение, потому что мне понадобится слишком много

времени, чтобы понять это самому, и я не знаю, с чего начать.

Я сказал:

- Возьми песни, например. Что они значат?

- Только ты можешь это решить, - сказал он. - откуда я могу знать,

что они значат. Один защитник может тебе сказать это, так же, как только

он мог научить тебя своим песням. Если бы я взялся объяснять тебе, что они

означают, то это было бы то же самое, что ты выучил бы чьи-то чужие песни.

- Что ты хочешь этим сказать, дон Хуан?

- Можно сказать, что тот, кто поет чужие песни, - просто слушает

певцов, поющих песни защитников. Лищь песни с душой - его песни и научены

им. Остальные - это копии песен других людей. Иногда люди бывают так

обманчивы. Они поют чужие песни, даже не зная, о чем говорится в этих

песнях. Я сказал, что хотел узнать, для чего поются песни. Он сказал, что

те песни, которые я узнал, служат для вызова защитника, и что я всегда

должен пользоваться ими вместе с именем, чтобы позвать его. Позднее

мескалито,