Людям всегда хотелось видеть свое изображение. Задолго до появления зеркал наши предки пытались шлифовать и полировать самые различные материалы. В дело шли камень (пирит, горный хрусталь) и металл (золото, серебро, бронза, олово, медь). Возраст самых древних зеркал — около 5 тысяч лет. Это, как правило, золотые или серебряные диски, тщательно отполированные с одной стороны и с узорами на другой. Для того, чтобы было удобно смотреться, к дискам приделывалась ручка.
Искусством изготовления стеклянных зеркал славилась средневековая Венеция. В 1291 году всех стеклоделов этой республики переселили на остров Мурано. Власти объяснили, что это необходимо в целях пожарной безопасности, а на самом деле так было сделано, чтобы строже приглядывать за стеклоделами. Хоть они и пользовались большим уважением и звание стекольщика считалось не менее почетным, чем звание дворянина, мастерам под страхом смерти запрещалось разглашать секреты своего ремесла. Довольно долгое время зеркала делали и продавали только в Венеции. Однако в ХVП веке Франции удалось овладеть тайной изготовления венецианского стекла. Побудила ее на это дороговизна модных изделий. По свидетельству французского министра финансов Кольбера, венецианское зеркало размером 115 на 65 сантиметров в серебряной оправе стоило 68 тысяч ливров, в то время как картина Рафаэля такого же формата — всего 3 тысячи! Министр считал, что зеркала грозят стране разорением. Это не было преувеличением. Французские аристократы, похваляясь друг перед другом своим богатством, платили за них целые состояния. Вдобавок ко всему, на один из придворных балов королева явилась в платье, усыпанном кусочками зеркал. От нее исходило ослепительное сияние, но это "великолепие" слишком дорого обошлось стране. И Кольбер решился на крайние меры. Он послал своих доверенных лиц на остров Мурано. Они подкупили двух мастеров и тайком ночью вывезли их на маленькой лодочке во Францию. Вскоре во французском городке Тур ля Виль появилась первая в Европе зеркальная мануфактура.
В России в эпоху Петра I зародилось много новых ремесел, в том числе и стекольное. Спрос на оконное стекло, зеркала и посуду был очень велик. В 1705 году начали строить мануфактуру на Воробьевых горах в Москве — "амбар каменный длиной восемьдесят три фута, в вышину десять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины". Появились и другие заводы, причем в России зеркальные стекла делали такой громадной величины, что это вызывало удивление во многих странах.
__________________________________
Монгольский ученый Ринчен писал, что видел зеркало, сделанное в XVII веке монгольским художником Занабазаром. Когда зеркало поворачивали на свет, в нем появлялось изображение богини Тары. Загадочные свойства таких зеркал были открыты в Китае еще в эпоху Западной Хань, в 206 году до нашей эры. Сегодня секрет их изготовления утерян. Отгадать их тайну пытались многие специалисты: и китайские, и немецкие, и русские тоже. Не смогли. Хотя выдвигались любопытные версии. Например, такая. Когда зеркало отливали, металл застывал неравномерно: сначала тонкие участки, затем толстые, с рельефным рисунком. Из-за этого в бронзе появлялись невидимые простому взгляду микродеформации. Под действием света этот рельеф проецирует контуры рисунка.
В древности зеркала не были банальными предметами быта. Одни служили талисманами, другие выполняли ритуальные функции, были даже акустические зеркала. Зажигательные зеркала с вогнутой поверхностью фокусировали в узкий пучок лучи солнца, которые могли поджечь паклю или прут. Специальными лунными зеркалами шаманы ночью собирали росу и добавляли ее в жертвенные блюда и лекарства. Потом шаманы с помощью этих снадобий и опять же зеркал лечили соплеменников. В наши дни у села Хмельницкое в Приморском крае нашли клад чжурчжэньского шамана из девяти красивейших зеркал, спрятанных еще в XII веке. Ну и, конечно же, без зеркал не могли обойтись ведьмы во время своих гаданий. Так и гадают на зеркалах по сей день. И не только ведьмы.
С зеркалами всегда было связано множество поверий, лишь маленькая часть которых сохранилась до сих пор. У наших дальних предков отношение к зеркалам было двояким: их почитали и страшились. И всегда связывали с потусторонним миром. Повелось это с тех времен, когда самих зеркал еще не было, а люди, чтобы увидеть себя, смотрели в стоячую воду. Глядя на свое перевернутое (левая сторона становилась правой) отражение, еще и повторяющее все движения, люди думали, что из воды на них глядит их душа, которая может забрать в царство мертвых. Потом люди перестали смотреться в воду и в первой половине VI тысячелетия до нашей эры начали делать зеркала из вулканического стекла. Затем - из полированного камня. А в начале III тысячелетия до нашей эры в Туркменистане и Иране появились зеркала из металлов: бронзы, латуни, серебра, золота и железа. Так вот, считалось, что зеркало - окно в мир мертвых. Что если долго смотреться в него, можно умереть. Отсюда и пошел обычай, сохранившийся до сих пор: завешивать все зеркала в доме покойника. Древние делали это для того, чтобы душа покойного не испугалась, не увидев в зеркале своего отражения. А главное - чтобы не забрала с собой души близких.
Примета, что разбитое зеркало предвещает беду, родилась позже, в средневековье, одновременно у многих народов. Скорее всего так сложилось потому, что во время войн и природных катаклизмов разбивались в первую очередь хрупкие зеркала.
Русичи долго верили легенде о том, что первое зеркало человеку подарил дьявол. И прочно связывая зеркала с нечистой силой, пользовались ими крайне осторожно. А в 1666 году Русская православная церковь официально запретила держать в домах большие настенные зеркала. Но в то же время древние металлические зеркала делали круглыми как солнце, им приписывали не только "потусторонние", но и очищающие свойства. Отсюда пошло поверье: если с полдороги пришлось возвратиться домой, необходимо посмотреть в зеркало, то есть очиститься и заручиться поддержкой своего духа.
Раньше воины брали в походы зеркала-талисманы, чтобы отражали смерть. Говорят, зеркала помнят все, что перед ними происходило. В этом утверждении есть рациональное зерно. Во всяком случае, некоторые физики считают, что в зеркалах на молекулярном уровне застывают все изображения и когда-нибудь человек научится считывать эту информацию.
Известно множество страшных историй о зеркалах. Якобы если они видели много насилия, то могут сами совершать зло. И даже убивать... Рассказывают, один купец, уличив жену в неверности, убил ее и себя перед большим зеркалом. Новый хозяин дома, чиновник, через некоторое время нашел свою жену мертвой перед этим же зеркалом. Его обвинили в убийстве и сослали на каторгу. Через год перед зеркалом умерла дочь следующих домовладельцев. В каждой семье, поселявшейся в доме, умирала женщина. Люди решили, что так дух купца мстил всему женскому роду...
Наверное, зеркала - самый загадочный из всех предметов, что служат человеку. Свойство зеркал отражать изучают и ученые, и представители нетрадиционных наук. Например, считается, что поверхность зеркала может отражать различные энергии: космические, исходящие от других предметов и от человека. Поэтому обращаться с зеркалами нужно осторожно, ведь отраженная энергия может принести вред. Например, считается, что космическая энергия человеку не полезна, так как она гораздо сильнее его собственной энергии и действует подавляюще. А следовательно, смотреться в зеркало на улице не рекомендуется: можно облучиться энергией из космоса и к тому же случайно получить заряд отрицательной энергии других людей.
Зеркало может не только отражать, но и впитывать энергию - есть и такое мнение. Поэтому если в одно зеркало смотрится много людей, добрых и дурных, находящихся в хорошем и плохом настроении, то плохая энергия, передаваясь, может даже вызвать депрессию или нагнать болезнь на слабого человека. Правильнее всего пользоваться собственным зеркалом, смотреться в него только в хорошем расположении духа, и тогда его отражение будет улучшать и умножать силы хозяина. Однако важно не переусердствовать. От мысли, что зеркало может забирать энергию, видимо, и родилась примета: дескать, женщины стареют быстрее мужчин, ведь они постоянно вертятся перед зеркалом.
Вероника Барабаш
_________________________