Тоже очень интересный взгляд на вопрос кармы.
Каждый может легко проверить, как влияет на восприятие присвоение себе того или иного ощущения.
Например, если вы ущипнёте бельевой прищепкой свой палец и сосредоточите внимание на том, что боль именно ваша, "страдаете" именно вы, и вам эти страдания совершенно ни к чему, то вы, скорее всего, будете испытывать сильные неприятные ощущения.
Как только вы отпустите переживание, дадите ему возможность жить и благожелательно отнесётесь к нему (например, как к приправе, придающей жизни необходимую остроту), боль исчезнет, она просто превратится в не особо значимое ощущение в огромном пространстве других событий.
Происходит чудо, - человек, расширившись до принятия всей ситуации, может выбрать, кем и как он себя ощущает!
Например, в момент опасности он может стать тем, кто любуется ягодкой спелой земляники, или тем, кому щебечут птицы, при этом оставаясь бдительным и внимательным к происходящему.
А если он пойдёт дальше и ощутит себя осознаванием, то всегда и везде, в любой роли и маске, при нём будут ясность, понимание, не-занятость и любовь, он просто никогда не позволит своим маскам и отождествлениям подменить себя ими.
Он начинает ощущать себя не как объект с определёнными "тактико-техническими характеристиками", а как Поток, текущий через различные состояния, структуры и формы. Ему, в отличие от существа, отождествлённого с жизнью в теле, не страшны любые события! Даже смерть не страшна ему, ведь это теперь всего лишь очередная смена формы существования Потока.
Зов этой возможности прекрасно выразил Ра-Хари:
Не лететь против ветра,
Не быть уносимым ветром,..
Быть ветром.
Несколько слов о другом возможном понимании Кармы.
Обычно под кармой понимается закон причинно-следственной связи, закон связи действия и его результата. Например, делающий страдание - страдает, делающий радость - радуется, делающий болезнь - болеет. Кстати, в переводе с санскрита, карма как раз и означает "действие". И подразумевает действие и его результаты.
Достоинством подобного понимания является его доступность и практичность, ведь действия человека осознаются и фиксируются гораздо лучше, чем, к примеру, мысли.
Это позволяет практически каждому человеку обратить внимание на внешний уровень закона кармы - уровень действий и их результатов.
Например, со всей очевидностью причиной многих болезней могут быть неправильный образ жизни или неправильные поступки.
Под кармой также часто понимают и что-то вроде закона воздаяния: - в результате работы неких объективных законов ты получишь точно такие же переживания, какие доставляешь другим.
Можно, кстати, сказать и обратное: окружающие получат от тебя те же переживания, которые ты создаешь себе. Или так: ты боишься именно тех переживаний, которые создаёшь другим.
Именно их ты создаёшь и самому себе.
Может показаться, что внутренней осью, пружиной Кармы в таком её понимании являются социально-культурные убеждения индивида, его мотивации, импринты и т.д.
Человек так или иначе следует привычкам и внешним стереотипам, и это со всей очевидностью определяет его поступки и судьбу.
Это верно, однако сами мотивации, убеждения, привычки, импринты и т.д. -- вторичны, ведь они могут быть только "у кого-то". А действия -- это ещё более дальний, уже внешний слой кармы, они могут быть только после разделения на субъект-объект (иначе некому и не над кем действовать).
И мы возвращаемся к тому определению, которое было сказано вначале.
Добавлю, что любая мысль или действие оставляют свой след в психическом мире, а в силу того, что мы имеем обыкновение повторять свой опыт и следовать привычным способам реагирования, со временем след углубляется и превращается в кармическую программу, импринтированную вплоть до генного, соматического уровня.
Например, источником многих болезней и симптомов могут стать дисгармоничные эмоции и мысли. Помимо того, что они образуют устойчивые структуры в психическом мире, любая из них оставляет свой пагубный след в гормональном фоне, мышечном тонусе, ритме дыхания и сердца и т.д., что при многократном повторении неизбежно ведёт к развитию патологии.
Возникает вопрос, - а что же тогда делать с "негативными" чувствами и эмоциями?
Ответ такой: необходимо принять их, а затем отпустить.
Первый шаг прост, достаточно внутренне разрешить их выражение, научиться прощать себя и других за это.
А второй ещё проще, достаточно лишь не упускать их из поля внимания, в то же время не придавая им избыточного значения.
По сути, это означает поместить их в любящее пространство, о котором шла речь. В результате, "негативные" чувства начнут трансформироваться, вы увидите не только их изначальную, неискажённую форму, но и спутников и соседей, среди которых всегда можно выбрать кого-то подходящего.
Например, обнаружите, что агрессия в изначальной форме представляет собой активный интерес к окружающему миру, и легко в него трансформируется.
Или что рядом с ревностью и злостью всегда находятся достоинство и спокойное ощущение собственной самоценности.
А может, вы откроете что-то совсем другое.
Хочу сказать ещё об одном источнике болезней и симптомов кармического характера, не всегда очевидном.
Это наши неспетые песни, нереализованные таланты и зарытые в землю возможности.
Очевидно, что нереализованные задатки и "неправильные" паттерны поведения невозможны друг без друга, они создают друг друга и появляются одновременно, и только вслед за ними идут симптомы и болезни.
Отсюда, мы можем рассматривать болезни как наказание, однако можем также видеть в них посланников, позволяющих идти через них к гармонии и целостности, и сулящих невероятное обогащение нашей жизни.
Что видеть в болезнях, это целиком и полностью твой выбор!
Конечно, Дар посланников достанется только тому, кто сумеет принять их сердцем, и увидеть за пугающей наружностью их истинную природу, несущую трепетную и радостную весть.
Это может быть напоминанием о мечте, о которой вы забыли и которую сейчас совсем нетрудно реализовать, или указанием на ваше истинное призвание, или призывом к детской беззаботности…
А может быть указанием, что в вашей жизни нет лёгкости, вы всего добиваетесь усердием и силой, или посланием от чего-то очень важного, но забытого и отброшенного в повседневной суете.
Чтобы получить дар, вам не понадобиться забитая знаниями и правилами голова - нужна ваша невинность и открытость, желание почувствовать послание и выразить его телом, звуками; позволение себе совершать ошибки, делать глупости, делать что-то просто так...
В заключение мне хочется привести дзенскую притчу:
Однажды путь монаха пролегал через джунгли, где жили тигры.
Два тигра заметили его, и бросились в погоню.
Монах побежал со всех ног, однако дорогу ему преградил обрыв.
Подбежав к нему, монах заметил лиану, и, пытаясь спастись, стал спускаться по ней.
Но один тигр обошёл обрыв и стал поджидать его снизу, а второй остался караулить сверху.
Монах висел на лиане, и уже начал было надеяться переждать беду, как подбежала мышка, и стала потихоньку подгрызать лозу.
Монах оглянулся вокруг и увидел возле себя ароматную землянику. Уцепившись одной рукой за лозу, другой он достал спелую ягоду.
Это была самая вкусная ягода в его жизни…
В притче не говорится, что случилось с монахом после.
Слушатель имеет шанс постичь, что в любой миг его жизнь ничем не отлична от положения монаха, висящего над пропастью.
По сути, он и есть этот монах, и вместе с опасностями и неприятностями всегда имелась и есть сейчас самая вкусная ягода в жизни.
И самый прекрасный миг в жизни происходит сейчас. И никакая карма этому помешать не в силах.
Михаил Заречный
15.01.05