Иисус сказал:
Царствие подобно пастуху,
у которого сто овец.
Одна из них, самая большая, заблудилась.
Он оставил девяносто девять
и стал искать одну, пока не нашел ее.
После того как он потрудился, он сказал овце:
Я люблю тебя больше, чем девяносто девять
Нелепо, не верится! Но это правда. Постарайтесь вникнуть в смысл: Царство Божье "...подобно пастуху, у которого сто овец. Одна из них, самая большая, заблудилась". Так и бывает - от стада отбиваются лучшие.
Если у тебя пятеро детей, то именно лучший из них не слушается, именно лучший пытается заявить о своих правах. Остальные всегда покорны, а лучший бунтует, потому что он умнее других. Разумность всегда мятежна: чем больше ума, тем сильнее бунт. А те, кто не бунтуют, кто вечно говорят "да", считай что мертвы - родителям с ними, конечно, легче, но в таких детях нет жизни. Они послушны не потому, что любят отца, - они просто слабые, запуганные, несамостоятельные, они не умеют за себя постоять. Это бессильные слабаки.
Поглядите вокруг: почти все, кого считают хорошими, на самом деле просто слабаки. Их доброта - не от силы, а от слабости. Они потому и хорошие, что не осмеливаются быть плохими. Но что толку в доброте от слабости? Доброта должна быть следствием силы, только тогда она по-настоящему хороша, тогда в ней есть жизнь, полнокровная жизнь.
И потому святость величественна, когда праведником становится грешник. Если же обычный человек праведен от своей слабости, такая святость бледна и мертва, безжизненна. Святым можно стать и от бессилия - но помните, что при этом много теряешь. Нужно быть святым от силы - только так. Тот, кто добр потому, что не способен быть злым, - не такой уж хороший. Стоит ему стать сильнее, как он начнет поступать дурно. Дайте ему власть - и он тут же изменится к худшему.
Богач-то может отказаться от сбережений - а нищему от чего отказываться? У него и так ничего нет.
Большой ученый может отказаться от знаний, но что делать заурядному человеку? Он и так ничего не знает. Знания можно позабыть, когда есть что забывать. Только знающий может постичь свое неведение и смириться с ним. Но, если ты ничего не знаешь, от чего тебе отказываться?
Сократ сказал: "Я знаю только то, что ничего не знаю". Вот она, вторая сторона: он знал так много, что постиг бессмысленность знаний. Но это мог понять только Сократ. Чтобы понять это, нужно вначале развить свой ум, накопить знания, усилить свое эго. Этим занимаются в первой половине жизни. Отказаться от богатства можно, только если его имеешь, - вот в чем вся разница.
Уличный попрошайка и скиталец Будда - нищие, но это не делает их одинаковыми. Будда нищенствует по собственной воле. Это не жизнь вынудила его побираться. Он сам так захотел, он был свободен. Будда нищенствует, но он познал вкус богатства и постиг его бессмысленность. Будда стал нищим, потому что постиг не только желания, но и тщетность желаний. Будда - нищий, ибо ему не нужно царство от мира сего.
И потому даже нищий Будда - богач из богачей, ни один царь не сможет с ним тягаться, ведь даже цари не прошли еще и полкруга, а Будда уже сделал полный оборот.
Но по той же дороге бредет нищий, который никогда не был богачом... И его нищета - просто попрошайничество, ведь он не познал вкус богатства. Как ему отказаться от желаний, которые так и не исполнились? Может ли он назвать дворцы бесполезными? Он просто не знает, какие они. Может ли он сказать, что красавицы ничего не дают? Он видел их лишь издали. Отказаться от чего-то можно, только пережив. Не имея опыта, можно лишь утешать себя, как делают многие бедняки - люди, нищие в самом разном смысле.
Если у тебя нет жены-красавицы, ты просто твердишь: "Что с того? Тело - это просто тело, оно бренно, это обитель смерти". Но в глубине души мечта остается. Желание может исчезнуть только после того, как познал что-то, а до тех пор у тебя нет ничего, кроме утешений. Бедняк может успокаивать себя мыслями о том, что во дворцах нет ничего особенного, но чувствует, что это не так - почему тогда все страстно жаждут богатства? И он сам становится одержимым: ему снится, будто он стал царем и живет во дворце. Наяву, скитаясь по улицам, он твердит: "Мне и так хорошо, мне все равно, я от всего отказался!" Но утешения ничего не дают - наоборот, они опасны, поскольку лживы.
Взрослеющий человек посвящает первую половину жизни укреплению эго, а вторую - отказу от него. Так замыкается круг.
Ребенок развивается, только когда сопротивляется, когда борется с родителями, когда идет против их воли. Лишь так у него может появиться своя, независимая личность. Если он покорен, во всем послушен родителям, ему никогда не стать самостоятельным. Он должен сбиваться с пути - так уж устроена жизнь. Он должен стать независимым, но рост самостоятельности мучителен. Это борьба - но бороться можно, только если чувствуешь, что ты есть. Вот он, круговорот: чем больше ощущаешь, что ты есть, тем лучше борешься, а чем больше борешься, тем острее чувствуешь себя собой. Ребенок взрослеет, когда становится совершенно самостоятельным. Именно независимость заставляет его сбиваться с пути.
Грешник может стремиться к независимости от общества, отца или матери - он хочет свободы, хочет сделать себя сильным, просто идет не в ту сторону. Праведник тоже стремится к самостоятельности, но идет в верном направлении. У них разные пути, но ошибочным путем идти всегда проще. Стать святым очень трудно, ведь для этого нужно сначала стать грешником. Постарайтесь это понять: чтобы согрешить, святость не обязательна, но для того, чтобы стать святым, необходимо сначала стать грешником. Иначе твоя праведность будет нищетой, а не богатством. Она будет скучной, бледной, неживой - не полноводной рекой, а весенним ручейком...
Одна из них, самая большая, заблудилась.
Если я что-то смыслю, то в мире овец "самая большая" означает "лучшая". Крупная овца - самая лучшая, ведь она даст больше шерсти и мяса, она стоит дороже, за нее больше можно выручить. Чем крупнее овца, тем лучше, чем меньше - тем паршивее. "Самая большая" означает "лучшая". Именно лучшая заблудилась - и это символично.
Пастух оставил девяносто девять... Они ничего не стоили.
Почему Иисус всегда говорит о пастухах и овцах? Это тоже очень важно, такая символика полна смысла. Толпа посредственностей похожа на отару овец - овцы ведь тоже живут стадом. Посмотрите, как овцы идут по дороге: они идут так, будто у них один ум на всех, они не самостоятельны - жмутся друг к другу, трутся боками, боятся остаться в одиночестве. Они живут стадом...
ОШО "Горчичное зерно" Комментарии к Евангелию от Фомы.