Стоит прочитать...
Есть и трактовка "нищие духом".
«Гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».
— А если не напрасно, а по делу?
— Я плохой библеист, но уверена, что здесь слово «напрасно» — интерполяция.
Христос не произносил его.
Оно вообще снимает всю проблему, потому что всякий, кто гневается и орет, уверен, что делает это не напрасно. А ведь сказано, что, если «согрешит против тебя брат твой … обличи его между тобою и им одним».
Наедине.
Вежливо и бережно, как сам хотел бы, чтоб обличили тебя.
И если человек не услышал, не захотел услышать, «… тогда возьми одного или двух братьев» и поговори с ним еще раз. И наконец, если он и их не послушал, то будет он тебе как «язычник и мытарь».
— То есть как противник?
— Нет.
Это значит: да будет он как человек, который не понимает такого типа разговора.
И ты тогда отойди в сторону и предоставь место Богу.
Эта фраза — «предоставьте место Богу» — повторяется в Писании с завидной частотой.
Но много ли вы видели людей, которые эти слова услышали?
А много ли мы видели людей, которые пришли в церковь и осознали:
«Я — пустой, у меня ничего нет, кроме глупости, хвастовства, хотений и желания самоутвердиться… Господи, как ты это терпишь? Помоги мне исправиться!»
Ведь суть христианства в том, что оно переворачивает всего человека.
Есть пришедшее из греческого слово «метанойя» — перемена мышления.
Когда все, что считается важным в мире — удача, талант, богатство, свои хорошие свойства, — перестает быть ценностью.
Любой психолог скажет тебе: верь в себя.
А в церкви ты — никто. Никто, но очень любимый.
Там человек, как блудный сын, оборачивается к отцу — к Богу. Приходит к нему, чтобы получить прощение и какое-то присутствие хотя бы во дворе у отца.
Отец к нему, нищему духом, склоняется, плачет и пускает его вперед.
— Так вот в чем смысл выражения «нищие духом»?
— Ну да.
Все думают: чтобы это такое могло быть?
Но как бы это ни толковать, все сойдется к тому, что у них ничего нет.
У мирского человека всегда что-то есть: мой талант, моя доброта, мое мужество.
А у этих нет ничего: они во всем зависят от Бога.
Уподобляются детям.
Но не потому, что дети — прекрасные чистые существа, как утверждают некоторые психологи, а потому, что ребенок беспомощен совершенно.
Он не существует без отца, он не сможет поесть, не научится говорить.
И нищие духом — такие.
Приход в христианство означает, что какое-то количество людей будет жить невозможной с мирской точки зрения жизнью.
Конечно, случится и такое, что человек по-прежнему будет делать то, что нам, жалким, несчастным и смешным, свойственно.
Может надраться как сивый конь.
Может влюбиться не тогда, когда надо.
В общем, все человеческое в нем останется.
Но отсчитывать поступки и мысли ему придется от Христа. И если человек принял, открыл этому не только сердце, но и разум, то обращение в христианство произошло.
Наталия Трауберг