со стороны.
А. Уотте отмечал, что у-синь (синоним медитации)—это «состояние целостности, в котором сознание функционирует легко и свободно, без ощущения наличия второго сознания или эго, стоящего над ним с дубинкой в руках».
В этом случае сознание, недестабилизируемое индивидуальным эго, естественно успокаивается и достигает наиболее уравновешенного состояния. Дзен-буддисты сразнивают такое состояние с «зеркальной поверхностью спокойной воды».
Можно говорить о том, что в данном измененном состоянии сознания мир, видимый тренирующимся, не разделен на субьект и объект, на эксперта и оператора, на человека и природу. Все воспринимается в естественной целостности и взаимосвязанности. Так, все практикующие медитацию, говорят о характерном растворении своего «я» в объекте, выбранном для медитативной практики, будь то конкретный предмет, музыкальное произведение, одинокий звук, образ или абстрактная идея.
Одновременно подчеркивается невозможность передать обычными средствами собственные ощущения. Пытаясь описать их, практикующие чаще всего употребляют понятия легкости, «душевного скачка», «нового видения», «просветления», «растворения» или «слияния» с объектом наблюдения. Однако необходимо учитывать условность таких характеристик. В действительности речь может идти скорее о восстановлении изначальной целостности (недифференцированное™) мира и о включении тем самым субъекта в единое энергоинформационное поле. С момента включения, очевидно, может реализовываться принципиальная возможность отбора нужной информации, оперирование биоэнергией как носительницей таковой. Если мы говорим о биоэнергетическом лечении, то способность восприятия неискаженной информации о состоянии больного и привнесения в организм больного информации, корректирующей его функции, может быть достигнута оптимальным образом лишь через достижение вышеописанного состояния сознания.
5. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ
Упражнение выполняется в позе расслабления.
Непрерывное созерцание. В течение 1—5 минут рассматривается любой предмет (монета, коробка спичек, карандаш, палец и т. д.). При этом можно моргать, но взгляд должен оставаться в пределах предмета.
Рассматривайте предмет вдоль и поперек, находите все но-ьые мельчайшие детали и свойства. Повторяйте упражнение до тех пор, пока внимание не будет удерживаться на предмете легко.
Ритмичное созерцание. Выберите любой предмет и сосредоточьте на нем внимание. Дыхание спокойное. На