стороны,
уча находить в себе, развивать и использовать свои поистине
неисчерпаемые возможности.
Эти книги имеют еще одну особенность. Они кажутся затейливыми
фантазиями, плодами богатого писательского воображения, однако на
самом деле в них почти нет вымысла. Все эти удивительные страны и
существа, их населяющие, все волшебные атрибуты и совершаемые с их
помощью чудеса, имена героев и формулы заклинаний не выдуманы, а
уходят своими корнями в древнюю мифологическую традицию народов
Европы. И не только Европы.
Однако выяснение безусловно интересных вопросов генеалогии
хоббитов и тархистанцев, рунного посоха и короля Оберона мы оставим
литературоведам, а сами попробуем подойти к ним с "профессиональной"
точки зрения. Образ, созданный талантливым писателем, не может не
быть правдивым; так, астролог, читая "Войну и мир" не затруднится
найти у Пьера Безухова ярко выраженные черты знака Pыб, а у князя
Андрея Болконского - Девы, хотя сам Лев Толстой астрологией, конечно,
не увлекался.
Гадание ведь тоже - одна из древнейших традиций, и оно не могло
не проникнуть на страницы этих фантастических сказкок.
Герой книги Стерлинга Ланье "Путешествие Иеро" берет с собой в
дорогу, кроме еды и оружия, мешочек с гадательными символами. Они
представляют собой сорок вырезанных из дерева маленьких фигурок - вот
рука, вот крестик, а вот рыбка. Точно такой системы гадания, конечно,
нигде никогда не было, но автор сам указывает, что его выдумка
опирается на традицию.
Это и в самом деле не вполне выдумка. Гадательные фигурки Иеро -
элементарные с и м в о л ы, известные или по крайней мере
понятные носителю любого земного языка и культуры. А символ, по П.А.
Флоренскому, всегда есть нечто большее, чем материальный предмет,
составляющий его основу: он порождает цепочки ассоциаций, напоминая о
той незримой сущности, мысле-форме, которую обозначает.
Иеро гадает по всем правилам, погружаясь в состояние медитации и
произнося вербальные формулы, способствующие сосредоточению внимания.
При этом он не обязательно задает конкретные вопросы, чаще просто
пытаясь выяснить, что ожидает его в очередной странной или опасной
ситуации, в которую он попал. Символы он достает из мешочка - сколько
ухватится, предпочитая, однако, вынимать не больше двух-трех, чтобы
не усложнять интерпретацию. Хотя, по его словам, есть специалисты,
способные интерпретировать дюжину и больше символов одновременно,
получая возможность рассмотреть ситуацию в мельчайших