и безучастно. Понача¬лу вы будете видеть быстро сменяющие друг друга видения. Постепенно они превратятся в сцены, становящиеся все более сложными, и в конце концов объединятся в связный сюжет.
3. Войдите в сновидение.
Когда видения превратятся в подвижный, живой сценарий, поз¬вольте себе быть «пассивно втянутым» в мир сна. Не делайте для этого усилий, просто продолжайте беспристрастно наблюдать за образами. Пусть ваш интерес к происходящему вовлечет вас в сои. По следите за тем, чтобы этот интерес нс притупил вашего внимания. Пс забывайте, что теперь вы спите!
Комментарий
Наверное, самое сложное в этой технике — научиться входить в сон на третьем этапе. Трудность состоит в выработке утонченной бдительности, позиции беспристрастного наблюдателя, с кото¬рой вы позволяете вовлечь себя в сон. Как подчеркивал Поль Толи, «не стоит проявлять активность при внедрении в сюжет, поскольку это, как правило, приводит к его исчезновению»11. Здесь требуется пассивное желание, сходное с тем, что описано . в предыдущей главе в разделе о самовнушении. По словам Толи, «вместо активного желания внедриться в сюжет, следует попы-
89
таться пассивно дать перенести себя туда»12. Тартаыг Тулку дает иохожий совет: «Осторожно наблюдая за своим умом, мягко введите его в сыо видение, как если бы вы вели за руку ребенка »13. Другая опасность подстерегает вас уже в состоянии сна: его мир может показаться настолько реалистичным, что легко потерять осознанность, как случилось в начале описанного выше ОСПСЬ Патана Раппорта. Па такой случай Толи рекомендует иметь на¬мерение выполнить во сне какое-либо действие; тогда, если вы вдруг утратите осознанность, вы можете ее восстановить, вспомнив, что должны что-то сделать.
ПРАКТИКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Другой подход к ОСИСБ, наиболее принятый в тибетских традициях, предусматривает беспристрастную визуализацию символа одновременно с концентрацией на гиннагогических образах. Символичность этих образов может помочь сохранить непрерывность сознания в процессе возникновения сна. Здесь буду! представлены три варианта этой техники: два — из древ¬них тибетских наставлений, датируемых VIII веком, и третий — предложенный учителем тибетского буддизма Тартангом Тулку.
Возможно, вы обратите внимание, что в приводимых уп¬ражнениях образы визуализируются в области гортани. Пси¬хофизиология йогов считает, что наше тело содержит тонкома-териальные «центры сознания», именуемые чикрими. Их семь, и размещены они вдоль оси тела, от основания позвоночника