Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

явления, медитация, осознанные и обычные сновидения, изменсшгыс состояния, мистические переживания, психоделики — все они открывают перед нашим умом новые горизонты, снимая с пего привычные ограничители. Но, в то же время, они могут провоцировать самые убедительные, «очевидно» правдивые, захватывающе правдивые, экстатически правдивые заблуждения. Это тот случай, когда необходимо одновременно развивать трезвое чутье истины. Иначе такой чрезмерно открытый ум может оказаться еше в худшем положении, чем ум закрытый, но здравый.

255

Фариба Богзаран провела исследование того, что проис¬ходит, когда человек во сне сознательно ищет «Всевышнего». Ее интересовало воздействие на восприятие Бога во сне представ¬лений человека о божественном и техника его поиска. Одни считали Бога личностью — старым мудрым человеком, Хри¬стом или всеобщей Матерью. Другие представляли его вселенс¬кой силой или какой-то иной неуловимой безличной энергией. Обратите внимание: из всех опрошенных, кому посчастливи¬лось встретить во сне «Всевышнею», восемьдесят процентов считавших ею личностью увидели его в образе человека. В то же время, более восьмидесяти процентов считавших его без¬личным началом увидели нечто иное.

На восприятие человека оказывает влияние также способ, которым он добивается высшею откровения. Фариба Богзаран разделила своих испытуемых по этому признаку на две группы:

тех, кто активно искал во сне «Всевышнего», и тех, кто просто ждал откровения с его стороны. Разница в подходах определя¬лась тем, как они формулировали свои намерения. Активные искатели чаще говорили, что собираются «искать Всевышнего» в своих осознанных сновидениях. Те же, кто занимал открытую позицию, отдаваясь «воле Всевышнею», выражали свое наме¬рение чаще как желание «почувствовать Всевышнего» или от¬крыться ему. У пассивной группы, по-видимому, было меньше ожиданий, поэтому ее представители встретили больше нео¬жиданных сюрпризов, чем группа активных искателей. «Капи¬тулянты» обычно сталкиваются с проявлениями божественного без особых усилий; «искатели» тоже обычно ею находят, хотя, как правило, в том виде, в котором и ожидали его найти.

Это исследование показывает, насколько мощное воздей¬ствие на наше восприятие Всевышнего оказывают паши преду¬беждения. По крайней мере, при целенаправленном его поиске. Означает ли это, что, встретив божественное проявление в осоз¬нанном сновидений, мы на самом деле видим не истинного Бога? Думаю, что да. Божественное может иметь