Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

над любой ситуацией. Это ощущение приспособляе¬мости, способности отреагировать на любую неожиданность может стать вашим союзником и в бодрствующем состоянии. Гибкость может помочь вам выбрать наилучший способ до¬стижения поставленной цели и гармонии с остальным миром. Творческий поиск выхода из ситуации зачастую оказывается единственно приемлемым. Не всегда можно заставить люден действовать так, как вы хотите, но всегда можно творчески переосмыслить ситуацию, гибко изменить свое поведение и, тщательно взвесив возможные перспективы, найти оптималь¬ное решение.

Психолог из Гарварда Элен Лэнджер исследовала два конт¬растных режима, в которых функционирует сознание: внима¬тельность (rnindfullness) и рассеянность (rniinJlessncss).1 () Внима¬тельность — это состояние сосредоточенного внимания, при котором информация об окружающем сознательно обрабаты¬вается, пока человек вовлечен в процесс разграничения и IKKI-роения новых категорий. Рассеянность же — это состояние пониженной осознанности, при котором поступающая инфор¬мация обрабатывается автоматически. При этом использую TU! привычные категории и разграничители без поправок на iioui.ic сведения, содержащиеся в обрабатываемой информации, тю приводит к стандартности и запрограммированное'! и ноне ic-ния. Согласно исследованиям Лэнджер, «многое из того, чш, как нам кажется, мы делаем со вниманием, делается, скорее, в рассеянности: ...пока человек действует но привычному сце¬нарию или выполняет работу, нс требующую сознательных уси¬лий, он обрабатывает лишь малую долю поступающей к нему информации»17. К примеру, в одном эксперименте людей, со¬биравшихся поработать на ксероксе, просили пропустить впе¬ред другого человека, используя разные формулировки. При¬ведем здесь лишь наиболее интересные данные. Одна из днух формулировок просьбы звучала так: «Извините, у меня тут пли. страничек, — можно мне воспользоваться ксероксом?». Дру1 ая:

«Извините, у меня тут пять страничек. Можно мне восноль ко¬ваться ксероксом, а то мне надо спять несколько копии''»

234

Уступили шестьдесят процентов людей, услышавших первую формулировку, и девяносто три процента — вторую.18 В пос¬леднем случае людей, по-видимому, убедило наличие причины, но которой они дол ж'ны уступить свою очередь. Хотя «причина» была абсолютно бессодержательной, они отреагировали па нее не раздумывая.

Деятельность нашего сознания в обычных снах часто явля¬ется примером вопиющей рассеянности — в случаях, когда мы не замечаем или нс можем