нас чего-то боятся в реальной жизни. Ха¬рактерным примером является боязнь публичного выступле¬ния. В большинстве случаев человека здесь пугает не что иное, как само выступление. То же самое происходит и во сне, тем более осознанном, и нет причин бояться чего-либо. Страх, даже беспричинный, — неприятное ощущение, ослабляющее чело-века.
Избавление от бессмысленного страха — очевидный способ облегчить свою жизнь. Как же это сделать?
Исследования изменений поведения при фобиях показы-вают, что человеку недостаточно понимать, что объект его стра-ха безвреден. Змеефобы, например, очень хорошо знают, что ужи не опасны, и тем не менее боятся взять их в руки. Способ научиться побеждать страх состоит в том, чтобы встретиться с ним лицом к лицу. При этом вы на собственном опыте убе-дитесь, что предмет опасения не может причинить вам врсда Этот подход мы и предлагаем для преодоления кошмаров. Oн продемонстрировал свою эффективность во многих случаях и может быть использован даже детьми.
194
Ни один из предлагаемых нами способов не требует рас¬шифровки символизма неприятных образов. Во сне большая часть плодотворной работы с ними может быть проделана нс-посредственно. Анализ образов, проделанный в бодрствующем состоянии или во сне, может помочь вам понять источник вашего беспокойства, но это не означает, что он избавит вас от этого беспокойства. Например, классическая интерпретация змеефобии увязывает ее с замаскированными сексуальными проблемами, проводя аналогию с мужским членом, поскольку большинство змеефобов — женщины. Гораздо более правдо¬подобное объяснение — биологическое, и состоит оно в том, что человек появляется на свет с врожденной боязнью змей, поскольку это имеет для него жизненно важное значение. Тем не менее, сообщение данной информации не излечивает змее-фобии. Что действительно помогает, так это привычка иметь дело со змеями. Подобным же образом, непосредственное об¬щение с предметами своего страха во сне учит нас побеждать их.
ПОЛЬЗА ОТ ТРЕВОГИ
Согласно Фрейду, ночные кошмары являются результатом мазохистских устремлений. Этот любопытный вывод основы¬вается на непоколебимой уверенности Фрейда, что каждый сон — это воплощение тех или иных желаний. «Я не понимаю, почему сном нельзя управлять так же, как мыслями в бодрству¬ющем состоянии, — писал Фрейд с иронией и продолжал: — Лично я был бы нс против. ...Существует только одно пустяко¬вое препятствие на пути этой новой, более удобной концепции сновидений: она не отражает