Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

вздремнуть. Или са¬дится за руль, или идет прогуляться. Если у него в голове набра¬лось достаточно информации по интересующей его проблеме и если он достиг психологического состояния, необходимого для прорыва, то фаза вынашивапия завершается озарением. «Эв-рика!» — это неожиданно пришло решение. Это момент, когда включается пресловутая «электрическая лампочка».

Хороший пример озарения во сне, подтвержденного про¬веркой в бодрствующем состоянии, приводит нобелевский ла¬уреат Отто Лоуи. По его словам, еще в начале своей карьеры он догадывался относительно природы нервных импульсов, но по¬том на долгие семнадцать лет забыл о своих идеях, поскольку не мог придумать эксперимента, способного их проверить. И вот, почти два десятилетия спустя он увидел сон, подаривший ему метод успешной проверки его теории.

Я проснулся, включил свет и бегло набросал несколько строчек на клочке тонкой бумаги. Потом я заснул снова. В шесть часов утра до меня дошло, что ночью я записал нечто важное, но разобрать свои каракули я так и не смог. На следу¬ющую ночь, в три часа, эта идея снова посетила меня. Она за¬ключала в себе план эксперимента, способного ответить на вопрос, верна или неверна гипотеза химической передачи,

179

выдвинутая мною семнадцать лет назад. Я тут же встал и направился в лабораторию, где провел простой эксперимент с лягушачьим сердцем в соответствии с планом, увиденным во сне.3

Впоследствии Лоуи получил Нобелевскую премию за дока¬зательство химической природы проводимости нейронов.

ТВОРЧЕСТВО И СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

В предыдущем обсуждении творческого процесса, упомя¬нув о необходимости для озарения соответствующего психичес¬кого состояния, мы оставили открытым вопрос, в чем же, соб¬ственно, заключается это состояние. Некоторые ученые начали изучение этого вопроса с исследования состояний сознания, соответствующих творчеству в различных отраслях знания.

Элмер и Элис Грин, исследователи биологической обратной связи при Фонде Мешпшджсра, изучали физиологические ас¬пекты взаимоотношения между творчеством и состояниями сознания. Фиксируя физиологические параметры людей на раз¬личных стадиях творческого процесса, они смогли установить наличие сильной зависимости между фазой озарения и по край¬ней мере одним физиологически различимым состоянием соз¬нания.

Вот что они пишут:

Подход, или ключ, ко всем этим внутренним процессам заключается в достижении особого состояния сознания, в котором разрыв между сознательным и бессознательным