есть результат одновременного проявления потенциальной разумности и акта разумности. С тем же успехом мы можем заявить, что осознание есть результат взаимодействия между первичной и вторичной дифференциацией сознания и, следовательно, выступает второй причиной разделения, отрицательной по отношению к первой причине. Таково техническое определение осознания у Толтеков. Впрочем, тематика этой книги не требует от нас чрезмерной техничности, так что мы вполне можем выразить это определение несколькими более простыми понятиями.
Итак, поскольку осознание
является проявлением потребности нагваля в эволюции сознания, оно также должно быть и аспектом сознания. Вряд ли стоит удивляться этому, если вспомнить, что существует только одна жизнь, обладающая единым сознанием. Подведя итог сказанному, мы придём к выводу, что единая жизнь представляет собой недифференцированное сознание, которое в сущности есть не что иное, как потенциальная разумность. Однако в целях развития сознания недифференцированное сознание проявляется тройственным образом, а именно в виде проявившейся потенциальной
разумности, акта разумности и осознания.
Мы уже отмечали, что осознание представляет собой прямую связь между нагвалем и познанным. На основании этого мы можем определить осознание как инстинктивную потребность любой жизненной формы максимально использовать свой потенциал. Следовательно, именно благодаря осознанию жизненные формы способны отличать познанное от непознанного. Это, в свою очередь, предполагает, что осознание как акт разумности также приводит к разделению противоположностей; именно поэтому его называют второй причиной разделения, или различения.
Различение, или разделение, нельзя воспринимать буквально, точно так же, как нельзя увидеть свет без тьмы. Естественно, это предполагает, что свет и тьма должны быть заранее разделены – иначе мы бы воспринимали лишь странный оттенок серого. Точно так же нельзя утверждать, что познанное – это бывшее неразделённое непознанное. Такое основополагающее разделение было, безусловно, вызвано актом разумности в момент установления двух полюсов тоналя; однако резонно предположить, что подобное разделение можно воспринимать лишь благодаря осознанию.
Необходимо помнить, что единственный смысл подобного разделения состоит в том, чтобы жизненные формы могли постепенно определить местонахождение непознанного. Определить