Теун Марез

Крик орла

вторичная дифференциация – ведь только на её уровне возможно по-настоящему отделить Одно от Другого. В результате первичного разделения вступает в силу один из наиболее влиятельных законов Вселенной, а именно – закон полярности. Несмотря на то что в наше время этот закон знают многие,

далеко не все понимают его смысл, вследствие чего он оказывается во многом искажённым. Тем не менее нам жизненно необходимо разобраться хотя бы в основных предпосылках данного закона, если мы хотим разобраться в понятии разумного сотрудничества.

Вся теория полярности зиждется на концепции существования двух полюсов, один из которых называют мужским, а второй – женским. В физических науках эти полюса называют северным и южным; в собственно физике и химии – положительным и отрицательным, катодом и анодом; в математике – рациональным и иррациональным; в психологии – анимой и анимусом, Инь и Ян и т.д. и т.п. Наконец, в толтекской

традиции они именуются нагваль и тональ (т.е. дух и материя или жизнь и материя).

Мы можем усложнять и субъективировать эту концепцию сколько нам угодно; но можем и сформулировать её в принципиальном виде, как видно из нижеследующего афоризма:

БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ ТОЛЬКО ОДНА ЖИЗНЬ, РАЗВИВАЮЩАЯ ОДНО ОСОЗНАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОДНОЙ МАТЕРИИ.

Оставив ненадолго вопрос осознания, мы убедимся в первичной двойственности духа-материи, или нагваля-тоналя, или, другими словами, недифференцированного сознания (нагваля), как противоположности дифференцированного сознания (тоналя). Далее. Поскольку нагваль является предпосылкой возникновения тоналя, будет логичным считать нагваль причиной следствия, называемого нами тоналем. Чтобы окончательно прояснить смысл сказанного, назовём нагваль положительным, а тональ – отрицательным полюсом (хотя подобная терминология исключительно условна и не имеет ничего общего с нашими привычными ассоциациями из области моральных ценностей).

Продолжая наши терминологические изыскания в том же духе, мы можем тональ назвать женским началом, так как все проявления жизни осуществляются через материю, а материя, в свою очередь, ассоциируется с материнским аспектом жизни. В принципе, слово «мать» образовано на основе именно этой ассоциации, поскольку латинские эквиваленты понятий «мать» и «материя», соответственно «mater» и «materia», берут начало из одного корня. В противоположность тоналю, нагваль определяется