предназначенное для слуг, но отец Митрофан заверил нас, что в
этом помещении нам придется только спать. А в свободное время - милости
просит к нему, на обед и на беседу.
В вагоне секретаря митрополита был даже душ с горячей водой - как и в
вагоне люкс, прицепленном за паровозом после вагона с углем и цистерной
с водой. Валия, узнав об этом, чуть не упала в обморок от счастья.
Паровоз загудел, застучали поршни, и состав со скоростью сорок, а то
и шестьдесят километров в час помчался к Сочи. По световому телеграфу
отец Митрофан послал сообщение о нашем приезде, но не был уверен, что
оно придет раньше нас. Световой телеграф - не электрический, сигнал идет
от станции к станции медленно: каждый раз его нужно отстучать заново, да
и туман может помешать.
Утренний поезд шел полуэкспрессом. Ночной делал остановки только на
самых важных станциях, наш же подбирал и высаживал пассажиров даже на
полустанках - в том случае, если пассажир требовал остановить состав. На
тех станциях, где никто не намеревался садиться на поезд, начальник
станции поднимал свернутый желтый флаг, и, если у нас не было выходящих
пассажиров, мы не останавливались.
Хотя запасов воды и угля должно было с избытком хватить до Сочи, на
крупных станциях мы останавливались надолго, и рабочие внимательно
осматривали состав. На первой станции - в Горячем Ключе - я вышел из
"правительственного" вагона и попытался выяснить, как нынче
функционирует железная дорога.
Поезд шел по одноколейке. На крупных станциях было несколько путей -
чтобы составы могли разминуться, чтобы было куда поставить порожняк.
Насколько я помню, в прежние времена железной дороги через Горячий Ключ
и Джубгу не было. Ее соорудили уже после Катаклизма. Возможно даже, в
последние сто лет.
Наш поезд выглядел скопищем самых разных вагонов. Никакого намека на
цельность состава, как было когда-то в фирменных поездах. Первым после
паровоза, вагона с углем и цистерной с водой был прицеплен вагон-люкс.
Сюда, бывало, задувал дым из трубы паровоза, но зато останавливался
вагон прямо напротив вокзала. Кроме того, его пассажиры могли
пользоваться горячей водой, нагретой от котла паровоза. Здесь ездили
богачи, и ездили со всеми удобствами. В вагоне была своя кухня, были
душ, туалеты и шесть купе, каждое - на двух человек.
Следом прицепили наш вагон. Обычно его в составе, естественно, не
было. Но иногда, как мне рассказал словоохотливый начальник поезда отец
Дионисий,