Нельзя сказать, какая из частей лучше, хуже, выше, ниже, потому что, если система совершенна (какой она становится в итоге), то любой ее аспект также совершенен. И выражает только в другом виде, другим языком это совершенство.
Человека можно описать как растение, как животное, как биологический, социальный или как духовный элемент. Его можно описать музыкой, математикой, химией. И в этом будет заключена вся его информация.
Если взглянуть на этот вопрос глазами психолога или философа: личность человека – системный объект, она входит в различные системы (физические, социальные…). Человек – активный субъект. Личность сама по себе представляет систему особого рода: эта система, развивающаяся и открытая. В этой связи, к общим характеристикам можно добавить и некоторые специфические характеристики. Например, целеустремленность сложных технических, живых и социальных систем, их самоорганизация – способность менять собственную структуру. Для науки каббала представляется возможность рассматривать душу человека как открытую саморазвивающуюся систему мироздания, искать новые характеристики этой системы и новые способы ее функционирования»[190].
Скептик: Предположим, что на самом деле структура каббалистического дискурса такая сложная. Но, объясните, пожалуйста, какие из указанных планов каббалистического дискурса являются главными, и как они связаны между собой? Вероятно, должна быть координация этих планов?
Автор: Мой ответ такой. В некотором смысле все указанные планы каббалистического дискурса являются главными. Но, конечно, решая разные задачи, ученый-каббалист делает более главными те или иные планы, например, квазифизические и квазипсихологические. Можно заметить, что в «Науке каббала» в разных частях книги и в разных разделах, даже в отдельных частях рассуждения, разные планы берут на себя управление каббалистическим дискурсом. Но, Вы совершенно правы, говоря о координации планов. Естественно, что есть и средства такой координации. Это, например, такие схемы и построения, как «лестница ступеней и миров», связка Творец – творение, идея борьбы эгоизма с альтруизмом, принципы подобия верха и низа, соответствия «языков корней и ветвей», изоморфизма всех форм и др. Приведем несколько примеров.
«Исследования ученых-каббалистов, – пишет Михаил Лайтман, – показали, что строение всех духовных миров в точности повторяет друг друга с разницей лишь в „материале“, то есть в состоянии элемента получения в них, определяемого большей или меньшей