с мыслью, их вызвавшей, хотя почти всегда в искаженном виде, пугающем и даже поражающем ужасом.
Естественно возникает вопрос: каков характер того разума, который зависит от формы или ее искажения? Так как здесь речь идет не об устойчивом и мощном элементале, созданном сильной и определенной мыслью, но о результате, производимом потоком мыслей пустых, бессознательных, невольных, проходящих в мозгу большинства людей, то, по-видимому, они принадлежат как бы неопределенному мыслителю, не обладающему интеллектуальностью. Их нельзя также приписать элементальной эссенции, которая еще более, чем минерал, удалена от индивидуальности и проявления свойств мысли. Однако она обладает замечательной приспособляемостью, которая в ней приближается к разумности и которая побудила меня в одном из моих первых сочинений наименовать элементалов “полуразумными существами астрального света”. Доказательства этих способностей будут приведены в отделе об искусственных существах.
Когда об элементале говорят как о дурном или хорошем, это указывает на искусственное существо или на одного из многочисленных духов природы, так как царству элементалов не присуще представление о добре и зле. Однако почти все из указанных нами подразделений имеют враждебные стремления относительно человека. Все начинающие это знают, так как первые впечатления об астральном мире – присутствие огромной толпы привидений, появляющихся с угрожающим видом, но исчезающих, если им не поддаться. Этим враждебным стремлениям надлежит приписать уродливые формы, о которых мы выше упоминали, и писатели Средних веков утверждают, что человек сам в этом виноват.
В Золотой век, предшествовавший нашему времени, элементалы были благообразные, потому что люди были менее эгоистичны и более умны. Теперь они враждебны из-за нашего равнодушия и недостатка симпатии к другим живым существам. Глядя на пунктуальность, с которой элементальная эссенция отвечает малейшим проявлениям нашей мысли и желания, можно понять, что это царство во всем своем составе есть приблизительно то, чем его делает коллективная мысль человека. Кто пожелал бы взвесить, как мало благородства в этой коллективной мысли, не удивился бы таким последствиям, видя, как элементальная эссенция бессознательно принимает и отражает все, что ей передают, почему и оказывается так мало приветливой. Мы пожинаем то, что посеяли. Несомненно, что, когда человечество во всем своем составе, расах или отдаленных обществах, достигнет высшего