сознание личности в человека. Оно возвращается обычно через некоторое время в пределах “Лучезарного Края”.
Было бы в интересах отходящих, чтобы родные умеряли порывы своей вполне есте¬ственной, но эгоистической горести. Оккультная на¬ука вовсе не советует забвения мертвых; она поучает, что сердечное воспоминание о покойном есть сила, которая, будучи правильно направлена под видом прочувствованных пожеланий, способствует успешному мирному переходу из промежуточного астрального (“среднего”, как его именуют духи на спиритических сеансах) плана в небесный мир. Тогда как тщетные сожаления и желание нового свидания бывают не только бесполезны, но даже вредны. Религия индусов и христианская церковь хорошо это понимают, предписы¬вая обряды “шрадда” в одной и молитвы по усопшим – в другой.
Однако побуждение свидания может исходить и от усопшего, при желании его сообщить что-либо покинутым. Такое желание может иметь иногда важные основания: например, указать место нахождения затерянного завещания и т. п. причины, по мнению оккультиста, по большей части не имеющие значения. Но как бы то ни было, если это желание сильно запечатлелось в уме покойного, то для него будет полезнее осуществить это сообщение, потому что сильное желание, которое его тревожит, может привлечь его к земле и задержать переход в высшие сферы. В таком случае хороший “психист” – медиум автоматического письма или говорящий – может оказать ему большую услугу.
Однако тут возникает вопрос: почему он не может обойтись без посредства медиума? Это происходит от того, что материя известного состава может влиять только на материю непосред¬ственно низшего состояния. Покойный, не содержа в себе другой материальности, кроме присущей его астральному телу, не может, например, для словесной пере¬дачи произвести колебаний воздуха, представляющего субстанцию физического плана, а равно и действовать карандашом для письменного сообщения, без содействия промежуточного начала (посредника), имеющего соответствующий эфирный двойник, через который побуждения астрального мира могут легко проникнуть на физический план. Сверх того, не может быть и речи о том, чтобы заимствовать эфирную материю у лица, начала которого слишком тесно связаны, чтобы для него была возможность самолично их разъединить. Сущность же организации медиума такова, что он имеет свойства разде¬лять эти начала и, следовательно, без затруднения доставить необходимую материю для потребности отошедшего.
Когда умерший