чередование пространственно-временных фаз сменяется (прямо)линейностью, поступательностью архетипа Марса: комплекс космогонических идей пополняется идеей к о н ц а Вселенной и цепи человеческих воплощений, н е б е с к о н е ч н о с т и макрокосма и микрокосма. Логическое развитие этой идеи дает "конец света" или Страшный Суд.
Страшный суд означает конец космической эволюции человечества или его вступление в состояние чисто духовное. В индийском (венерианском) эзотеризме это поглощение материи духовным началом, конец "одного дня Брахмы", в персидском (марсианском) - победа Ормузда над Ариманом, добра над злом. В троице мiровых религий (иудаизм, христианство, мусульманство) это - окончательное обуздание зла-диавола, покарание грешников и награда верным, построение Града Божиего.
"Последнее мы можем рассматривать как нравственно¬психологическую сублимацию духовного дискомфорта становящейся личности, уже не принимающей как должное мiровой порядок, но бессильной что-либо изменить в нем", - пишет Ю.В. Павленко из Института Археологии АН Украины. (Павленко Ю.В. Временной аспект проблемы Освобождения-Спасения в культурах "осевого времени", в: Пространство и время в архаических культурах, материалы коллоквиума,
М., 1992).
Так возникает идея Спасения. Павленко и др. исследователи возводят ее к середине эры Овна (ок. 1000 лет до н.э.), но свою окончательную манифестацию она очевидно приобретает лишь к эпохе Кира и Ездры (VI - V в. до н.э.).
С эзотерической точки зрения Спасение есть очищение от накопившейся скверны, т.е. восстановление равновесия - индивидуального или мiрового. Соответственно этому идея Спасения подразделяется на две модели - вновь процитируем Павленко: "Первая, особенно характерная для Индии, но также широко распространенная в Греции и Китае, может быть определена как индивидуальное Освобождение за рамками пространственно¬временного континуума путем слияния с мiровым первоначалом (Брахмой, Дао и т.д.). Вторая, представленная в зороастрийской и ветхозаветной идеологиях, но отчасти созвучная и конфуцианству, видится как коллективное спасение в конце времени, в некоей - центральной - точке пространства".
Таким образом, надежда на автоматическую смену фаз развития космоса и индивида уступает место надежде войти в число избранных за счет принадлежности к соответствующей общине или собственных индивидуальных усилий, что также способствует оформлению и консолидации будущих мiровых религий.
Одновременно с этим и многочисленные местные