уверенности и желания сделать больше,
чем он может, на раджасической - от беспокойства и нежелания расставаться с
уже достигнутыми результатами: здесь торопыжка устроит беготню от одной
несущественной доделки давно оконченного проекта до другой, ничуть не более
принципиальной.
Свинья на уровне аджны чрезвычайно недовольна самой идеей синтеза многих
совершенных форм: она находит, что каждая из них сама по себе является
предметом, достойным восхищения и эстетического наслаждения, и именно на этом
стремится поставить акцент. Если этим тенденциям попустительствовать, то
вместо аджны появляется свадхистхана: грани икосаэдра не сумев соединиться
друг с другом, становятся хаотичной карточной колодой.
Проработка аджны это поиск остроконечного пика на стыке нескольких
остроконечных хребтов: положения, из которого видны все образующие единства и
просвечивающие друг через друга пространственные формы; свинья же попросту
лишает человека сил и старается либо отдохнуть на перевале, или, на худой
конец, гребне, с которого и так отлично все видно, или пытается убедить
человека, что синтез уже найден, когда это вовсе не так, или предлагает вести
его поиск методом перебора: полюбуемся этой формой - сколь она совершенна! -
а теперь этой, а теперь этой, а теперь расположим их рядом в этом порядке, а
теперь в этом...
Так синтез не ищется: он всегда постигается внезапным озарением,
усилением, скачком, выводящим за рамки всех имеющихся ранее представлений, и
в основе этого усилия лежит скрытое недовольство человека доступными ему
способами видения пространства - а свинья всячески стремится это недовольство
разрядить и смягчить, воспользовавшись менее опасными и энергоемкими
способами, чем прыжок с места через пропасть на ледяной пик.
Свинья на плане аджны проявляется как совершенно отчетливый эгоизм
человека, который под предлогом защиты ("нет-нет, на самую вершину я боюсь")
оставляет его в безопасных предгорьях и пытается представить вершиной уже
достигнутый перевал, с которого все (по мнению свиньи) и так достаточно
хорошо видно. Однако плановая аджна это равновесие в стойке на одной руке, и
самих умений подтягиваться на турнике и стоять на двух руках и одной ноге
отдельно недостаточно: нужно что-то еще, что профессионалы называют балансом
и что наполняет совершенно другим смыслом все подготовительные упражнения.
"Куда торопиться, - говорит, однако, плановая свинья, - лучше сначала освоим
все по отдельности", - имея в