певцы и музыканты, умеющие довести до слушателя драматическое или
музыкальное произведение. Актер или пианист этого уровня могут поднять на
вишудху посредственное анахатное или даже манипурное сочинение, и тем
поразить автора, который, совершенно не поняв, что на самом деле произошло,
будет восхищенно бормотать что-нибудь вроде: "Надо же, никогда бы не подумал,
что я на самом деле так прекрасно все написал", или "Как замечательно этот
исполнитель проник в мой замысел и как точно его отобразил".
Виртуозность этого уровня выражается еще и в том, что исполнитель
чувствует энергетику пространственных форм, в которые он попадает, и
настраивается на нее: этот артист может выступить на стадионе так, что у
каждого зрителя будет ощущение полноценного контакта с ним и растворения в
реальности представления.
Аджна.
Если человек вишудхи это актер и музыкант, то на аджне находятся
режиссер и дирижер: на аджну выходит художник, владеющий одновременно
несколькими цветами или, что бывает очень редко, и цветом и пространственной
формой. Аджна это уровень истинных поэтов, крупных писателей, "владеющих
слогом", как выражались в прошлом веке; здесь находится царство метафор,
многозначных символов, просвечивающих друг через друга миров и пространств, а
понятие точки сборки более чем реально. Аджна это искусство синтеза казалось
бы несовместимых форм, изящной игры словами, тонкого юмора и удивительной
легкости, по сравнению с которой совершенство вишудхи кажется тяжелым и
громоздким. Если вишудха производит впечатление безупречности, то аджна
воспринимается как чудо - таково волшебство пушкинских строк, произносимых
совершенно естественно и как будто на одном дыхании, но при этом ключевые по
смыслу слова почему-то регулярно оказываются в концах строк и друг с другом
перекликаются - это называется рифма.
Стихи, музыка и колористическая живопись дают хорошее представление о
сущности жизни. Это уровень, на котором пространство обнаруживает в себе
несколько видов форм, сочетающихся друг с другом с большим трудом; по крайней
мере, находясь на уровне вишудхи, их приходится осваивать отдельно, а на
аджне становится возможным их синтез. Это означает особый сдвиг точки сборки
в положение, из которого видны сразу все структуры пространства, и
обнаруживается его единство, которое можно увидеть, но практически невозможно
объяснить, подобно тому как "соль" анекдота с игрой слов при его объяснении
иностранцу теряется.