лирические отступления и т.д.), и
его положительная оценка прозвучит, например, так: "Сильная вещь". Человек
анахаты-вишудхи, конечно, краем глаза отметит структурные и жанровые
особенности, но искать будет чего-то невыразимое словами, некое ощущение
между строк, и, найдя его, останется в состоянии немого восхищения. Однако
сами строки, их энергия и вдохновение, понятны только мастеру-писателю,
находящемуся на уровне вишудхи, умеющему найти слова и синтаксические
конструкции, которые свяжут их в магический ряд. Писатель-романист творит на
буддхиальном плане; казалось бы, обычному художнику-графику, имеющему дело с
физическим пространством, легче - однако это вовсе не так. От структуры
физического пространства (того, что называется пропорциями, перспективой и
т.д.) - до его форм расстояние - те же две чакры, и их приходится проходить с
большим трудом. Настоящий художник отличается от истинного любителя живописи
тем, что первый видит пространственные формы в самом пространстве, а второй -
на рисунке, сделанном первым (естественно, формы на картине гораздо более
энергетичны, чем в жизни, и оттого лучше видны). Однако прозрение
пространственных форм и овладение искусством их компоновки идет постепенно,
требует длительной школы и на разных телах означает совсем разные вещи.
Развитие вишудхи физического тела дает хорошую координацию движений,
ловкость, гибкость, умение обогнуть угол стола, не врезавшись в него на
повороте. Человек физической вишудхи чувствует пространственные формы своим
телом, и его движения воспринимаются как совершенный танец. То же, кстати
говоря, относится и к его внутренним органам, мышцам, нервам, связкам, чьи
движения пока не стали объектом эстетического восприятия, но исключительно по
недостатку средств наблюдения. Традиционная медитация на физической вишудхе -
классический балет, но у профессиональных балерин и танцовщиков все же очень
узкий спектр движений по сравнению с потенциальными возможностями физического
тела, кроме того, обычный балет это танец на пустой сцене, заполненный только
музыкой, которая, конечно, оформляет пространство и ведет в нем танцовщика,
но это все несравнимо по красоте с естественным танцем, производимым
физическим телом в пределах пространства, изобилующего различными
функциональными предметами, например, танец официанта или домохозяйки с
пылесосом - но такого рода постановки еще только начинают входить в моду и
осваиваться.
Вишудха-муладхара. Самурай.