атманического тела и в принципе есть
у человека любого эволюционного уровня, о чем хорошо знают священники,
исповедующие страшных преступников и убийц. Однако тезис "Бог есть любовь",
соответствующий анахатной акцентуации атманического тела, настолько
распространен в западной цивилизации, что в сознании многих людей происходит
отождествление вибраций анахаты остальных тел с религиозными ощущениями, что
приводит к некоторой путанице.
Автор, пишущий все же в стиле западной традиции, предпочитает в
дальнейшем выражениям "Божественная любовь" и "Божественный свет" слова
"возвышенная любовь" и "небесный свет", стараясь оставлять слово Бог для
атманического тела.
Для вибраций анахаты обычно употребляют апофатические (т.е. даваемые
посредством отрицаний) или указывающие на удаленность от Земли определения:
"неизреченная мудрость" (буддхиальная анахата), "невидимый свет" (астральная
анахата), "неземная чистота" (эфирная анахата), "Божественная
ясность мысли" (ментальная анахата), "Божественная удача" (каузальная
анахата). Физическое тело, переходя на уровень анахаты, кажется,
действительно неземным по ощущениям чистоты и обладает особым запахом,
напоминающим тот или иной горный цветок. Эфирное тело на анахате, как
правило, категорически отказывается от мясной и рыбной пищи и по сравнению
с телом манипурного мясоеда производит необычайно нежное, чистое и светлое
впечатление.
Преимущественно свадхистханное общество средних веков, отличавшееся
высокой религиозностью и умевшее отлично распознавать своих практических и
высоких религиозных учителей - первые на манипуре, вторые на анахате,
называло последних святыми. В обществах, устойчиво перешедших на манипуру,
люди анахаты должны рассматриваться как практические духовные учителя,
вишудхи - как высокие, но это психологически гораздо труднее. Власть манипуры
очевидна; власть анахаты, наоборот, везде косвенная, и для того, чтобы ее
увидеть, нужно этого захотеть. Для анахаты характерно косвенное воздействие -
учитель обращается к ученику, взывая к его лучшим чувствам и инициативе; если
же ученик сопротивляется или ленится, то он получает удар - но не от учителя,
а из окружающей среды, и ему надо еще понять, что именно послужило истинной
причиной его неприятностей. Здесь учитель, таким образом, предоставляет
ученику все возможности для самообмана, самостоятельное и добровольное
преодоление которого входит в обязательную программу анахатного минимума.
Незримый