удержания только что достигнутого, борьбы с
врагами, пытающимися это отобрать и отбросить человека с позиций, которые он
с таким трудом и лишениями завоевывал; таков, в частности, пафос революции.
Основное содержание муладхарного плана - первого плана новой чакры - это
борьба с силами (внешними и внутренними), пытающимися стянуть человека на
уровень предшествующей чакры. Например, при переходе от свадхистханы к
манипуре, т.е. на уровне манипура-муладхара, человек борется с собственной
ленью, праздностью и ленивым паразитизмом, а при переходе от манипуры к
анахате, т.е. на уровне анахата-муладхара, его основные искушения это
жесткость, непримиримость и агрессия.
Свадхистханный план это пафос устойчивой самоподдерживающейся жизни,
пожинания плодов успеха предшествующего плана. Изобилие, радость, освоение
бесплатно полученного наследства. Здесь усилия быстро дают результат, и
акцент стоит именно на нем, а не на предварительной работе. Так дети
революционеров и нуворишей очень плохо понимают своих родителей, умея
превратить в праздник что угодно, а реальные страдания и каторжный труд
предшествующего поколения в красивую легенду, в которую подлинные участники
с их навязчивыми воспоминаниями вписываются довольно плохо.
Манипурный план дает пафос усиления, создания устойчивой структуры, или
системы управления, поддерживающей достижения, можно даже сказать, расцвет
жизни на предшествующем плане, которая, конечно, была во многом хаотична и
неорганизованна. Эта устойчивая структура, однако, тяготеет к некоторой
жесткости и начинает со временем угрожать той самой жизни, для пущего
преуспеяния которой она была создана, и в известной степени на ней
паразитировать. По поводу этого этапа развития было сказано: "За что
боролись, на то и напоролись".
Анахатный план это пафос любви возвышенной, так как человек ее понимает,
просветления и чистоты: здесь качество явно предпочтительнее количества (этим
анахата отличается от свадхистханы). На этом плане становится понятным, что
без Божьего благословения ничего хорошего не получается, и человек начинает
инстинктивно искать это благословение и заниматься лишь тем, на что его
получает. На этом плане структуры манипурного плана частично отмирают, а
остальные преображаются и получают совершенно иной смысл и функции, чем при
своем создании.
Вишудховский план имеет пафос совершенного воплощения реальности,
интуитивно прозреваемой на предшествующем плане анахаты. Это могут