также идентифицируются названиями чакр.
Таким образом, уточненный уровень вибраций энергетического потока может
называться, например, так: ментальная свадхистхана-манипура-видшуха. Здесь
сначала указано тело (ментальное), затем его общий уровень, т.е. чакра
(свадхистхана), затем ее план (манипура), и наконец, его подплан (вишудха).
В этой номенклатуре имеется 7 в 4 = 2401 возможных уровней вибраций, и
автор, конечно, не в состоянии описать их все, тем более, что в каждый момент
времени у человека на разных телах могут быть включены разные чакры (также
планы и подпланы), так что общее число (принципиально) возможных его
энергетических состояний равно (7 в 3) в 7 = 343 в 7 = 6*(10 в 17), т.е.
число с семнадцатью нулями, уму непостижимое.
Поэтому автор ограничится по большей части описанием уровней типа
чакра-план, не специфицируя тело, к которому описание относится, и подпланов
(это в качестве приятного упражнения он оставляет читателю). Однако перед тем
как переходить к подробным описаниям, следует сделать несколько общих
замечаний.
Чакры дают естественное деление процесса развития человека (вообще
говоря, любой системы или объекта) на семь основных фаз или этапов.
Первая фаза - муладхара - это фаза рождения (чистая радость
существования, которое вовсе не тривиально, поскольку вопрос: жить или не
жить - совсем недавно стоял очень остро. Эта чакра (и фаза) характерна для
революционеров всех видов. Для нее очень актуален вопрос о средствах, так как
они в большой мере определяют будущее развитие родившейся системы.
Вторая - свадхистханная - фаза развития заключается в закреплении
системы на уровне устойчивого существования; здесь важную роль играет ее
воспроизводство (для животного мира это воспроизведение себе подобных, для
автомобильной индустрии - система мастерских и асфальтовых дорог). На этой
фазе проблемы выживания сменяются проблемами пышного развития, которое
сначала мыслится в рамках первоначальной идеи, но довольно быстро изменяет
ее, иногда до неузнаваемости, поскольку обнаруживаются многие неучтенные
обстоятельства, или несущественные детали приобретают первостепенное
значение; по поводу этой фазы часто можно услышать реплику "жизнь берет
свое". Если муладхара представляет радость спасения от гибели, то
свадхистхана - радость жизни, уверенной в себе и своем завтрашнем дне. Это,
может быть, не полное изобилие, но уж точно не голод.
Третья - манипурная - фаза развития обнаруживает новый идеал - это
усиление: если