богословами или преследователями,- то писатель возвышается еще на одну ступень,
проникает в область символики, вступая в "Мир Причин", и говорит:
"Венец требует Мудрости и Разумения".
Ученый, привыкший решать задачи, понимает слова отдельно, но не может
почувствовать отношений, их связывающих. Он способен дать смысл фразе, но ему
недостает прочного основания, он не уверен, что объясняет точно; он пожимает
плечами, когда фраза, аналогичная этой, является перед ним в Герметических
сочинениях, и идет дальше, восклицая: "мистицизм и шарлатанство!"
Разве это было целью желаний писателя?
П. Посвященный употребляет разные знаки, сообразно лицу, к которому обращается.
Этим способом пользовались преимущественно Египетские жрецы, передавая свои
мысли посредством иероглифов, сообразно разным случаям.
Но объясним это более понятно:
Для ребенка необходимы отец и мать.
Обращаясь к народу, жрец передает текст словесно или рисует ребенка,
находящегося между отцом и матерью. Если же он обращается к более образованным
людям, то представляет мировые законы, посредством известных ученым знаков
алгебры, как 'то: дитя - среднее - знаком (оо), требует отца (+) и мать (-) или
(+) + (-) = (оо)
Если он желает еще более сократить число понимающих, то представляет
идеографические знаки, соответствующие принципам и говорит:
Мы увидим, что эти знаки, все еще раздражающие любопытных, поставлены не
произвольно.
III. Знак качественной геометрии употребляется таким способом, чтобы он был
понятен читателю, сообразно обширности его познаний. Знак О будет считаться
человеком неграмотным за точку в кружке.
Ученый поймет его по астрономии знаком солнца, а в более широком значении за
истину; редкий ученый переходит эту степень, знания. Посвященный поймет в этом
стихию с ее развитием, мысль с ее причиной, Бога - в вечности.
Мы же сейчас ознакомимся с происхождением толкований.
Методы, о которых я говорил, служили главным образом к обсуждению посвященными
самых сокровенных тайн, причем их употребление вновь появляется в герметических
сочинениях и обрядах магии. Есть еще способ, употреблявшийся в святилищах
древности, - это повествование символическое.
Какое средство для передачи истины может считаться наилучшим. Как заинтересовать
воображение вместо памяти?
Расскажите простолюдину историю о приключении Вулкана и Венеры, он запомнит ее
и, переходя из уст в уста, она дойдет до потомства.
А будет ли то же с законом Кеплера? Довольно трудно себе представить