способ выражения своих мыслей при помощи рукописи
замечается лишь у народов цивилизованных и имевших законодательное правление.
Все люди, даже дикари, сообщаются между собою словами какого-либо наречия, но не
все общаются письменно, так как для этого необходимо известное взаимное
соглашение. Однако хотя буквы предполагают соглашение, не следует забывать, что
они служат символом двух вещей - жеста и вибрации голоса, проявляющихся внезапно
от воли, тогда как эти последние суть плоды размышления".
Обладая умением выражаться знаками, посвященный должен был иметь в виду еще и
другое соображение: быть понятым своим будущим читателем. Надо было составить
речь, заранее уже приноровленную к понятиям предполагавшегося читателя, в
которой каждое слово казалось бы для народа собранием странных знаков и вместе с
тем, служило бы откровением посвященному.
"Таким образом поступали мудрецы Египта, изображая иероглифами мысли, доступные
только людям, понимавшим значение добродетели, свойств и природы вещей, в
иносказательном смысле, и из которых Горус-Аполлон составил на греческом языке
две книги, а Полифил переложил из них "Любовный сонник". 1
1 Rabelais, кн. 1, гл. IX.
Мысль, господствовавшая при выборе такого языка, была выражением тройственной
градации или Трех миров, о которых говорил Рабле в вышеприведенной книге.
Обыкновение давать свои особые названия до того было общепринято во все времена,
что наблюдая, как науки (математика, естественная история, медицина) окружают
себя как бы оплотом, специальными терминами, поэтому мы не удивляемся такому же
обычаю древних.
Вернувшись к треугольнику Трех Миров, под именами фактов, законов и принципов -
мы увидим, что посвященные обладали тремя способами выражения мысли, в смысле
положительном, сравнительном и превосходном.
I. Посвященный мог употреблять слова, всеми понимаемые, изменяя силу выражения
слов, в соответствии с понятиями тех, кого он поучал. Возьмем для примера фразу:
"Для ребенка необходимы отец и мать"
Если он хочет сделать смысл непонятным для людей обыкновенных, он будет говорить
в степени сравнительной, восходя из области фактов в область законов,- говоря:
"Среднее начало требует начал положительного и отрицательного" или "Равновесие
требует начала активного и пассивного".
Люди, погруженные в изучение законов природы, "ученые", в совершенстве поймут
смысл этих слов, непонятных для крестьянина.
Но если исключить из числа понимающих истину и этих ученых, сделавшихся