видеть яснее добро и зло и не
ошибаться в познании истинного наслажлдения или страдания, любви и ненависти,
истины и заблуждения.
Человек, в соответствии с вышеприведенным мнением Пифагора, поставленный в
зависимость от провидения, между прошедшим и будущим, одаренный свободной волей
и предающийся добру и злу совершенно произвольно, человек этот, повторяю, должен
сознавать источник несчастий, испытываемых им, и не обвиняя провидения,
наделяющего благами и страданиями каждого, согласно его прежним поступкам,
должен сознаться в сделанных им ошибках и нести неизбежную кару. Пифагор
признавал несколько последовательных существований и утверждал, что настоящее,
которое нас поражает, и будущее, которое нам грозит, есть последствия ошибок
предшествовавших существований. Он говорил, что люди теряют сознание своего
прежнего существования, но что он сохранил о том воспоминание, благодаря особой
милости Богов.
Итак, согласно его учению, неизбежная судьба, на которую человек всегда
жалуется, постигает его по собственной воле; он идет вперед по намеченной самим
себе дороге и, поступая хорошо или дурно, облегчает или затрудняет себе шествие,
для вторичного пути". 1
1 Fabre d'Olivet " Vers dores", стр. 219 и 251.
Прилагаю здесь таблицу, представляющую всю эту систему. Я старался в ней как
можно понятнее изложить дело, и если в чем окажется неясность, то ее легко
исправить, соотнесясь с текстом..
Левая сторона таблицы представляет правила положительные, обозначенные знаком
плюс (+), правая - правила отрицательные, со знаком минус (-), а средняя -
правила уравновешенные, со знаком (оо) (стр. 75).
Далее изображена схема человеческого тернера: душа, разум, тело, и их
проявления, означенные знаками.
Поучения в храмах ограничивались преимущественно познанием общей силы в
различных ее проявлениях.
Изучая вначале природу живущую, природу явлений и следствий, кандидат на
посвящение в таинства учился наукам физическим и естественным. Когда он
удостоверялся, что все действия зависят от одинаковых причин, когда выводил для
множества фактов закон, посвящение в тайны открывало ему мир причин. Вникая в
изучение природы оживляющей, он видел те же законы в разных применениях. Знание
жизни миров и вселенной давало ему ключ к астро-логии, а изучение земной жизни -
ключ к алхимии. Возвышаясь еще на одну степень по лестнице посвящения, ищущий
находил, что в человеке соединены две природы - оживляющая и живущая, вследствие
чего убеждался в единстве силы,