вы великолепно узнаете все здание,
соедините метод физический с методом метафизическим - и вы дадите начало методу
аналогическому, подлинному выражению древнего синтеза.
Употреблять одну метафизику - как это делают богословы- это настолько же ложно,
как употреблять только физику, подобно физикам. Соедините "нумен" с "феноменом",
и явится истина.
"Что можно заключить из этого?"
"Из этого следует заключить, что сочинения Канта, в своей критической части,
показывают тщетность философских методов в том, что касается выражения явлений
высшей физики, и указывает необходимость постоянной проверки отвлеченных выводов
с наблюдением явлений, осуждая заранее и бесповоротно все, что осталось в чистых
феноменализме и рационализме" 1.
1 Lonis Lucas "Chimie nouvelie", стр. 21
Мы сделали новый шаг в изучении древней науки, определив существование этого
вполне специального метода, но этого мало: мы не должны забывать, что
преследуемая нами цель есть объяснение, хотя и самое первоначальное, всех этих
символов и аллегорических историй, прослывших такими таинственными.
Когда, говоря об аналогии между легкими и желудком, мы обобщили факты,
открытые^эксперимен-тальной или индуктивной науками, то расположили эти факты по
степеням.
Но меня могут спросить, разве существуют степени между "феноменами" и
"нуменами"!
Достаточно простой наблюдательности, чтобы заметить, что очень большое
количество фактов управляется небольшим числом законов. К изучению этих законов,
известных под именем "вторых причин" и относятся труды науки.
Но эти "вторые причины" сами управляются довольно ограниченным числом "первых
причин". Впрочем, изучением этих последних совершенно пренебрегает современная
наука, которая, удалившись в область осязаемых истин, "verites sensibles",
предоставляет разыскивать своим последователям всякое учение и веру. А между
тем, там-то и есть сущность науки.
Не будем в данную минуту спорить о том, кто прав и кто виноват, довольно с нас
доказать существование этой тройной градации:
1.Бесконечная область "фактов".
2.Более ограниченная область "законов" или "вторых причин".
3.Еще более ограниченная область "принципов" или "начал" (первых причин).
Объясним все это рисунком, взятым из сочинения "Миссия Евреев",стр.32.
Эта градация, основанная на числе три, играет важную роль в древней науке. На
ней же основана большею частью и область аналогии. Поэтому мы должны обратить
внимание на ее подробности. Эти три границы можно применить при изучении
человеческого