сделал Пастер, тогда говорят, что он уже стар, и что
только дряхлостью можно объяснить подобные теории. Таковы уловки, принимаемые
обыкновенно материалистами, но достаточно их знать, чтобы оценить по
достоинству. Поэтому, не всегда можно сказать, что вера есть исключительная
милость, данная нескольким натурам; я убежден согласно тому, что назову своей
личной эволюцией, что вера приобретается изучением, как и все остальное. Но
материалистическая основа имеет однако важное значение. Она позволяет касаться
психологии и задач о душе, опираясь на физиологию, и придает этим самым важное
значение учению о трех началах чело- века и о том, что в истории философии
называется теорией "формирующего посредника". Эта теория допускает между телом
физическим и анатомией, между бессмертным духом и психологией - о посредующее
начало, которое должно упрочить отношения двух крайностей и которое зависит от
области физиологии. Это начало, в настоящее время называемое органической жизнью
и влияющее исключительно на органы с гладкими фибрами, при посредстве большого
симпатического нерва, имеет, на мой взгляд, очень определенное существование и
ни в чем не зависит от метафизических выводов. Древние герметисты называли это
начало - телом формирующим или телом астральным и приписывали ему сбережение и
содержание органических форм. Поэтому я могу сказать, что изучение этого
астрального тела, преследуемое мной уже десять лет, дозволило мене составить
научное объяснение этих необыкновенных гипнотических и спиритических явлений,
которые в настоящее время так сбивают с толку профессоров факультета в Париже.
Скажу более, серьезные рассмотрения всех теорий, представленных для разъяснения
этих фактов, позволяют мне утверждать, что теория герметизма о составе человека,
теория, не изменявшаяся со времени восемнадцатой Египетской династии, т.е. в
течение тридцати шести веков, есть единственная, логически и удовлетворительно
объясняющая все наблюдавшиеся факты. Можно также коснуться изучения загадки
смерти и продолжения личной жизни за гробом; это должно представить некоторый
интерес, потому что многие из наших молодых современников, принадлежащих к
интеллигенции, предпочитают подобные изыскания головоломке политики и борьбы
партий. Когда-нибудь я, быть может, поговорю о моем эзотерическом пути. В
настоящее же время я хотел показать пройденный мною путь от моих
материалистических убеждений до нынешних моих занятий мистикой.