основное различие науки древней и
современной.
Первая занимается видимым, единственно с целью открыть невидимое.
Вторая изучает феномены, не заботясь об отвлеченной стороне.
Наука древняя есть тайная, внутренняя, а современная - видимая, наружная.
Прибавим к этим данным тот мрак, которым древние окутывали свои научные символы,
и тогда можно установить верное определение древней науки:
Наука сокровенная - Scientia occulta,
Наука о сокровенном - Scientia qccultati
Наука, скрывающая открытия - Scientia occultans.
Таково тройное определение Оккультной науки.
Глава 2
Методы в древней науке. - Аналогия. - Три мира. - Тернер. - Теософические
исчисления.- Циклические законы.
Определив существование в древности истинной науки, способ ее передачи и главные
предметы, которым она предпочтительно учила, мы попробуем продвинуть вперед наше
исследование, определив методы, употреблявшиеся в древней науке, являвшейся, как
мы отмечали наукой тайной (Scientia occulta). Основная ее цель заключалась в
определении невидимого посредством видимого, нумена посредством феномена, идеи
посредством формы.
Первый вопрос, который нам нужно разрешить, сводится к выяснению: существует ли
на самом деле это отношение невидимого к видимому, и не служит ли эта мысль
выражением чистейшего мистицизма.
Приведенный выше пример с книгой может проиллюстрировать и сущность учения о
видимом - о "феномене".
Нам удается определить, что хотел сказать автор посредством знаков, которыми он
пользовался для выражения своих мыслей, благодаря тому, что мы знаем о
существовании постоянного соотношения между знаком и мыслью, которую он
выражает, т.е. между видимым и невидимым.
Также как по знаку можно уяснить себе мысль, изучая видимое, можно
непосредственно изъяснить невидимое. Но чтобы открыть идею, сокрытую в печатных
буквах, нам нужно было выучиться читать, то есть употребить специальную систему.
Чтобы открыть невидимое, скрытое в каком-нибудь явлении, нужно выучиться читать
по специальному методу. Главный метод тайной науки - это аналогия. Аналогией
определяют отношения, существующие между явлениями.
Для изучения человека прибегают к трем главным методам: можно изучать его органы
и его функции: это изучение видимого, или изучение посредством индукции.
Можно также изучать жизнь человека, его разум, его душу - это изучение
невидимого или изучение посредством дедукции.
Можно, наконец, соединяя эти два метода, рассматривать отношение, существующее
между органом и функцией,