Папюс

Практическая магия

основное различие науки древней и

современной.

Первая занимается видимым, единственно с целью открыть невидимое.

Вторая изучает феномены, не заботясь об отвлеченной стороне.

Наука древняя есть тайная, внутренняя, а современная - видимая, наружная.

Прибавим к этим данным тот мрак, которым древние окутывали свои научные символы,

и тогда можно установить верное определение древней науки:

Наука сокровенная - Scientia occulta,

Наука о сокровенном - Scientia qccultati

Наука, скрывающая открытия - Scientia occultans.

Таково тройное определение Оккультной науки.

Глава 2

Методы в древней науке. - Аналогия. - Три мира. - Тернер. - Теософические

исчисления.- Циклические законы.

Определив существование в древности истинной науки, способ ее передачи и главные

предметы, которым она предпочтительно учила, мы попробуем продвинуть вперед наше

исследование, определив методы, употреблявшиеся в древней науке, являвшейся, как

мы отмечали наукой тайной (Scientia occulta). Основная ее цель заключалась в

определении невидимого посредством видимого, нумена посредством феномена, идеи

посредством формы.

Первый вопрос, который нам нужно разрешить, сводится к выяснению: существует ли

на самом деле это отношение невидимого к видимому, и не служит ли эта мысль

выражением чистейшего мистицизма.

Приведенный выше пример с книгой может проиллюстрировать и сущность учения о

видимом - о "феномене".

Нам удается определить, что хотел сказать автор посредством знаков, которыми он

пользовался для выражения своих мыслей, благодаря тому, что мы знаем о

существовании постоянного соотношения между знаком и мыслью, которую он

выражает, т.е. между видимым и невидимым.

Также как по знаку можно уяснить себе мысль, изучая видимое, можно

непосредственно изъяснить невидимое. Но чтобы открыть идею, сокрытую в печатных

буквах, нам нужно было выучиться читать, то есть употребить специальную систему.

Чтобы открыть невидимое, скрытое в каком-нибудь явлении, нужно выучиться читать

по специальному методу. Главный метод тайной науки - это аналогия. Аналогией

определяют отношения, существующие между явлениями.

Для изучения человека прибегают к трем главным методам: можно изучать его органы

и его функции: это изучение видимого, или изучение посредством индукции.

Можно также изучать жизнь человека, его разум, его душу - это изучение

невидимого или изучение посредством дедукции.

Можно, наконец, соединяя эти два метода, рассматривать отношение, существующее

между органом и функцией,