и что все-функции производят тоже действия
клеточек. Все психические явления, проявления воли и мысли, все факты памяти -
соответствуют работе известных нервных клеточек, а понятие о Боге и добре есть
механический процесс, происходящий от действия последовательности или среды на
эволюцию нервных клеточек. Что касается философов, называемых спиритуалистами и
богословами, то их следует признать за невежд, не знающих ни анатомии, ни
физиологии, или как бы за помешанных, страдающих более или менее, смотря по
обстоятельствам. Книга по психологии имела некоторое значение только в том
случае, если была написана медиком, и если этот медик принадлежал к числу людей
ученых и разумных, т.е. к официальной материалистической школе. Наивным, которые
верили еще в душу, говорили: "Душа никогда не встречалась под вашим скальпелем".
Вот в коротких словах перечень философских мнений, которым нас поучали. У *еня
всегда была опасная мания принимать мысли не иначе, как проверив их тщательно со
всех сторон. Я сначала с восторгом следовал преподаванию в школе, но постепенно
у меня явилось сомнение, которое я хочу здесь передать. Школа учила, что всякое
действие совершается с помощью органов; чем значительнее число органов, тем
правильнее и лучше распределен труд в организме. Во время пожара в больнице
"Hotel-Dieu" видели, что парализованные, ноги которых были атрофированы, и нервы
бездействовали, внезапно ощутили возможность воспользоваться до тех пор
бесполезными членами. Но это только слабый довод. Опыты Флуранса указывают, что
все наши клеточки возобновляются в течение известного времени, для человека не
превышающего трех лет. Встречаясь с приятелем через три года, я не нахожу в нем
ни одной из прежних его клеточек. Однако общие формы тела сохранились, и черты
его лица те же, что дает мне возможность узнать его. Какой же орган управлял
порядком сохранения форм, в то время как все органы его тела подверглись
требованию закона природы. Этот довод сильнее всех поражал меня. Однако иду еще
далее. Клод Бернар, изучая соотношения мозговой деятельности с произведением
идеи, пришел к убеждению, что рождение каждой мысли убивает одну или несколько
нервных клеточек; так что эти пресловутые нервные клеточки, служащие оплотом
аргументации материалистов, вследствие исследований, принимали свое настоящее
назначение - служить орудиями, а не производительными агентами. Нервная клеточка
была средством к выражению мысли, но сама не производила