путь, ведущий к произведению чудес - есть окольный путь натурализма. -Не
требуя никакой отваги, он совершенно пассивен, хотя и разумен; в противность
первому, он может быть представлен как самоубийство мужских свойств души.
Он состоит в том, чтобы подчиниться духам природы, вместо того, чтобы
властвовать над ними. Это способ многих факиров и медиумов всех родов. Ясно,
что посредством его -можно привлечь как этих духов, так даже и еще лучших,
потому что их наделяет высшей силой все то, что может породить их могущество с
помощью воплощенного организма: быстрый рост растений, мгновенные исцеления,
галлюцинации - благодаря мощным токам Кама-Манасических элементалов на
магнетический центр зрителей - и другие чудеса такого же рода, которыми
забавляется, в особенности в Индии, огромное количество факиров низшего разряда.
Подобные действия не без искушения: надо непременно быть религиозным, иметь
некоторое духовное развитие и даже святость, чтобы расположить к себе эфирные
существа - часто очень могущественные в своих сферах - и тем приобрести их
содействие. Но какая же награда за такую бесполезную суетность?
Угождать духам природы, уподобляться им, предоставлять им свой человеческий
организм - это поступки противоестественные; это повторение истории падшего
ангела, воспетой Ламартином.
Без сомнения, этим можно сильно помочь духам низшего порядка, - деятельность
которых повсеместна, подобно нашей. Однако для того, чтобы спуститься до их
уровня, придется пожертвовать собственной личностью и тем самым доказать высшую
неблагодарность Провидению, божественная помощь которого приводит к вратам неба.
Наконец, нельзя не распознать в этом усилии несчастное честолюбие и некоторого
рода подлость, ставящие такого мага гораздо ниже благородной дерзости обрядовой
магии.
Колдовство есть другой род пассивности, еще более отвратительный тем, что к
бессилию процедуры оно прибавляет подлость и бесчестие зла, скрывающегося, для
того чтобы насытить самые низкие свои страсти.
Совершенно бесполезно напоминать об ужасном коварстве колдовства, что будет ясно
из определения разряда духов, которым колдун отдает во власть свою душу.
Заключение.
Если теперь мы окинем одним взглядом все перечисленные темпераменты, активные и
пассивные, дающие ряд явлений, называемых оккультными, то нам будет легко
видеть, какие из них желательны и чего они требуют.
Медиум более достоин сожаления, чем поощрения, пока не будет заботиться о нем и
направлять