эти органы не только полезны, но
необходимы для достижения действий духа и его понимания.
Без этой физической основы наши выводы и данные имели бы характер неопределенный
и отвлеченный.
Только поверхностный разбор может вести к смешению духовного человека с
органическим или подчинению свободной воли влиянию органов.
Итак, когда дело касается обсуждения вопросов о Боге, большей частью впадают в
ошибку или крайность, которые я указал, описывая человека.
Общность существ и вещей проявляет и указывает Божество, так же как физическое
тело человека поддерживает и проявляет дух.
Говорить о Боге, не опираясь на физические явления, - это значит рисковать
потеряться в лабиринте метафизических выводов и быть непонятным для большей
части людей. Так что, только опираясь на строение человека, с одной стороны, и
вселенной - с другой, мы можем составить себе понятие о Боге.
В человеке мы видим органическое существо, в котором совершаются машинально
жизненные функции, как во время бодрствования, так и во время сна. Сверх
того, духовное существо, проявляющееся при пробуждении и почти исключительно в
состоянии бодрствования. Органическая часть человеческого существа отвечает
нашим представлениям о природе. Тот же закон предопределения и точности заведует
отправлениями органического человека, как и вселенной, которая состоит из
космических органов, как человек из материальных.
Разумное существо человека соответствует, хотя и в самых примитивных чертах,
идее, которую мы можем составить о Боге. Отношения человека физического к
человеку разумному разъясняют нам отношения природы к Богу, равно как отношения
существа физического к духу в человеке, могут разъяснить отношения человека к
Богу.
Вследствие этого мы можем твердо основаться на принципе, что если наша аналогия
верна, то Бог, хотя проявляющийся в человечестве и природе, хотя и влияющий на
эти два великие космические начала, имеет все же особое и самостоятельное бытие.
Но первоначальная Единица, так понимаемая, не проявляется в ходе естественных
законов, как и сознательный дух человека не вмешивается в отправления сердца и
печени в их нормальном состоянии.
Человек сам и творец, и судья своей участи. Он свободен действовать в
определенном кругу, называемом его судьбой, так же как путешественник в вагоне
или пароходной каюте. Бог не участвует в ошибках людей так же, как машинист
поезда или капитан парохода не отвечают за фантазии пассажиров, продолжая везти
их