называемое скопулимантией, или омоплатоскопией. Прием этот, связанный с древним китайским гаданием по треску щита черепахи (так в тексте, вероятно, это ошибка переводчика, ибо речь идет о растрескивании кости при ее обжиге в костре, что видно из текста, приводимого ниже. – Ю.Р.), особенно в ходу в Монголии, где он существует с древних времен и откуда, быть может, он распространился на все другие страны, где отмечено его применение. Простой символизм этого гадания хорошо виден из обстоятельного рассказа Палласа, к которому приложены чертежи. Кость лопатки держат на огне, пока она не растрескается по различным направлениям, и затем длинная трещина вдоль кости считается «путем жизни», а поперечные Трещины в правую и левую стороны означают различные хорошие или дурные предзнаменования. Если предвещание требуется только относительно какого-нибудь определенного события, продольные трещины означают удачу дела, а поперечные – препятствия. Белые отметки предвещают много снега, черные – умеренный ветер и т.д.". Чтобы отыскать это оригинальное гадание в новейшее время в Европе, лучше всего обратиться к Англии. В английском языке существует даже специальное выражение, которое буквально означает: «читать по лопаточной кости». В Ирландии существует гадание, когда смотрят на лопаточную кость барана. Дрэйтон в своем «Полиальбионе» таким образом воспевает это искусство:
Будущее они узнают при помощи плеча барана, отделенного от правой стороны,
Которое они обыкновенно варят, обнажая при этом кость лопатки;
Когда колдун берет ее и смотрит на нее,
Он провидит вещи, которые должны случиться в далеком будущем, так же как и вещи давно прошедшие.
Однако следует отметить, что существует ряд свидетельств о проявлениях значительно больших информативных возможностей способа гадания на обугленной лопатке овцы, описанного Эдвардом Тейлором. Весьма вероятно, что это может быть отнесено хотя бы отчасти за счет высокого профессионализма гадающего, его интуиции, качества или свойства, сходного с тем, что отмечают графологи по поводу времени написания письма.
Приводимое ниже сообщение будет лучше понято читателем после предварительного ознакомления с двумя описанными в нем чрезвычайно интересными персонами.
Первый из них – один из главарей контрреволюции в Сибири, гене рал-лейтенант барон Роман Федорович Унгерн фон Штернберг (1886 – 1921) в 1919– 1920 годах бывший диктатором Монголии.
Второй – сын врача из города Опочка Псковской области Антон