поднимается мягко и спонтанно до космического сознания. Дальнейшее развитие от пятого через шестое к седьмому состоянию сознания считается таким же свободным и спонтанным.
На практике развитие происходит не по строго определенным этапам, как подразумевает вышеизложенное описание. Одно состояние может начать развиваться на основе частичного установления состояний, которые лежат под ним, и, следовательно, можно испытать некоторые ощущения более высокого состояния, прежде чем предыдущие полностью стабилизируются. Это подразумевает, что если достигнуто одно состояние создания, то следующее будет уже частично развиваться. То есть шестое состояние будет появляться быстрее, чем пятое, а седьмое еще быстрее. Это явление - пример более общего принципа: любое развитие или эволюция ускоряются по мере того, как прогрессируют.
Очищая Тайну от Мистицизма
Во многих случаях - я показал параллели между учениями Махариши и мистиков, но это ни коим образом не делает ТМ таинственной. Мистицизм имеет мало общего с тайной - ведь открытия, пережитые мистиком, как бы снимают тайну. Это правда, что оба слова - тайна и мистицизм - произошли от одного греческого корня "цио" - что значит закрыть глаза и губы, но в то время, как "тайна", - это недостаток знания, часто результат молчания других, "мистицизм" - это полнота знания, обретаемая в результате личного ухода из мира в состояние внутренней тишины. Любая тайна, которая могла бы быть в мистицизме - просто следствие несовершенного понимания и недостаточного ощущения этих состояний.
Сидней Спенсер в своем замечательном исследовании в этой области охарактеризовал мистицизм как "мгновенный контакт с Трансцендентом". ТМ, безусловно, соответствует этой оценке. Другие ученые - Вильям Джеймс, Уолтер Стейс, Рудольф Отто, Ф.С.Хэпполд, Маргуэнита Ласки, Эвелин Андерхилл и Олдос Хаксли, также изучавшие учения и записи мистиков, попытались детально установить более специфические особенности этого ощущения (опыта). При рассмотрении их выводов, обнаруживаются полдюжины повторяющихся тем: чувство "единства" с целым мирозданием; большое и глубокое знание космоса; чувство, большей реальности знания, чем другие знания; ощущение радости и полноты; чувство благоговения и связи с божественным; невыразимая радость (невозможность описать ощущения в словах). Эти характеристики присущи и высоким состояниям сознания, развивающимся в процессе ТМ.
Некоторые из критиков обращают внимание на то, что мистический опыт лежит в основе