перспективы реальности, но если сознание не может охватить обе сразу, то возникает парадокс и его нельзя решить, пытаясь просто приспособить одну перспективу к другой. Относительное - это не иллюзия, как пытаются утверждать многие восточные философы, как и Абсолютное не есть Е нереальность, как полагают западные мыслители: Оба они реальны, и единственный способ правильно решить парадокс - это расширить осознание до таких пределов, чтобы оно могло охватить оба вида одновременно. Это происходит в Единстве, когда и Абсолютное и относительное познаются полно и независимо. В этом состоянии не возникает проблемы как одно объяснить с позиций другого. На вопрос: "как Абсолютное становится всем этим?" - есть мудрый ответ - "майя"; взаимоотношение есть иллюзия.
Следовательно, относительный мир явлений никоим образом не компрометируется ощущением Абсолютного. Наоборот, говорится, что он закрепляется и обретает новые возможности. "Различия, - говорит Махариши, - обладают всей значимостью бесконечной гармонии". Ощущая гармонию в разнообразии, человек начинает осознавать это различие, и даже дисгармония - это часть более высокой модели.
Я вспоминаю мысль, что даже негативные воздействия могут рассматриваться существующими в гармонии, которая ясно изменяется посвященными йогами, жившими в горах, выше ашрама Махариши в Ришикеше. Он объяснял, что "Я" можно уподобить солнцу: если солнце светит, мы видим все в его свете, так и все, что мы ощущаем освещено "Я", и просветленный человек воспринимает все в рамках "Я". Кто-то спросит, могут ли дисгармония или отрицательные воздействия затмить восприятие Единства так же, как облака затмевает солнечный свет? Йоги ответили бы просто: "Даже облака освещены солнцем!".
Важно уяснить, что состояние единства - это не просто понимание, что "все есть Одно". Это состояние сознания, в котором человек ощущает свое особое единение со всем остальным миром. Простое ментальное понимание этого факта само по себе не может дать мгновенного знания, которое приходит из личного опыта. Многие философы долго муссировали идею глубинного единства, однако, читая их анализы и утверждения, вряд ли можно заключить, что существующее ощущение состояния было наиболее приятным и наполненным единым. Другие высказывали мысль, что это должно было быть очень неприятным ощущением. Почти все великие мистики объясняют, что состояние единения - это состояние покоя и полноты.
Махариши пишет: "Любое ощущение, звук каждого слова, прикосновение любой малейшей