Питер Рассел

Высшее сознание

не только не кратчайший путь к достижению этих состояний, но едва ли вообще правильный.

Во-первых, обратная биосвязь не оправдывает себя, поскольку у большинства людей проявляются одно или два физиологических изменения при использовании этого метода. Невозможно достичь больших изменений при интегрированном методе, однако такие результаты дает ТМ.

И, во-вторых, при использовании техники ТМ не происходит ни одного физиологического изменения. Они обычно происходят, когда человек не задумывается о них, и наступают они скорее как результат, а не как причина спокойной ментальной деятельности.

Самогипноз?

Иногда высказывается мысль, что ТМ - это ничто иное как самогипноз. Оставляя в стороне довольно циничные рассуждения, что с помощью самогипноза человек одурачивает себя, следует заметить, что самогипноз (повторение фраз и образов), часто используется как помощь в релаксации. Не основывается ли ТМ на подобных принципах и не имеет ли такое же воздействие?

Ответ, я полагаю, будет - "Нет". С одной стороны, физиология гипноза обычно отличается от физиологии ТМ. Даже когда субъекту дается гипнотическая установка полностью расслабиться, обнаруживается, что несмотря на расслабление мышц метаболизм существенно не меняется, а лишь слегка возрастает.

Более того, данные ЭЭГ мозга человека, находящегося под гипнозом, обычно показывают всплеск активности (пока человеку не будет дана установка спать, он не будет показывать состояний сна), в то время как при ТМ ЭЭГ-записи отличны как от состояния бодрствования, так и сна. Эти и другие физиологические различия свидетельствуют, что ТМ существенно отличается от самогипноза.

Отмечая, внешнюю схожесть ритмов при использовании мантр и гипнозе, нужно помнить, что ТМ не сопровождается их постоянным повторением. Бесконечное повторение звуков имеет своеобразное воздействие на восприятие, но это не объясняет ощущений при ТМ. Интересно, что такие теории относительно мантр обычно высказываются не медитирующими. И можно было бы утверждать, что они не имеют ничего общего с объяснениями процесса, данного Махариши. Но я полагаю, что поскольку они не пережиты лично, они не могут быть поняты до конца. Важна разница между длительными повторениями (такими как мантра-джапа, о которых уже говорилось) и не направленным, пассивным осмыслением мантры, которая происходит в процессе ТМ. Если бы ТМ была предметом гипнотизации человека с помощью повторения фразы, было бы, несомненно, более эффективно постоянное повторение